«Не танцуйте, умоляю! Дайте профессии!..»

Балетмейстеру Галине Шиленковой до сих пор нет равных

Балетмейстеру Галине Шиленковой до сих пор нет равных


Многие, должно быть, помнят популярную в прошлом телепередачу «Встретимся после одиннадцати». Возможно, даже не забыли музыкальную заставку к ней, где в паре с солистом балета Владимиром Крупским танцевала эта удивительно красивая женщина. О ней хотелось бы говорить, не прибегая к глаголам прошедшего времени, но увы: вот уже 9 лет как Шиленкова ушла из жизни. В таких случаях принято употреблять фразу: в расцвете творческих сил. Или, как говорит народная артистка Беларуси Ольга Клебанович, ее друг: «Ушла Галя «по живому» — будто взяли нас и разрезали».


На днях друзья, коллеги и родные собирались на Московском кладбище у памятника Галине — обелиск представляет собой высокую стелу в виде Александрийского столпа с крестом наверху. Не было торжественных речей, скорее, преобладало молчание, а также нечто, на мгновение озарившее лица собравшихся. Оно словно витало в пространстве. Так бывает, когда смотришь вдаль и видишь качающееся марево воздуха. И почему–то хотелось думать не о материальных законах бытия, а об иррациональном, например, об ангелах, поющих в небесах...


Муж Шиленковой, актер Театра белорусской драматургии Константин Воронов, вспомнил о вечере памяти в Купаловском театре спустя год после ухода Галины. Все, кто выходил тогда на сцену (это были актеры и режиссеры драмтеатров), отмечали ее профессиональный феномен — неподражаемое умение работать над внутренним характером танца, движением в драматическом театре. Кстати, в тот день Шиленкова была награждена почетным призом Союза театральных деятелей «Хрустальная ласточка».


Говорят, что человек жив до тех пор, пока жива о нем память. Константин жену обожал, а теперь эту память о ней холит и делает все возможное, чтобы жизнь Галины вот в такой форме — продолжалась.


— Хочу в будущем году, а может быть, успею и к осени нынешнего снова устроить для Гали и ее поклонников вечер. И еще — издать о ней книгу. Ведь многие актеры и режиссеры ее знали и любили, многие помнят поставленные ею танцевальные номера из спектаклей и концертных программ. В общем, материала хватает — и для вечера, и для книги...


Некоторые спектакли, над которыми Шиленкова работала, до сих пор держатся в репертуаре театров. Совсем недавно, скажем, в Русском театре перестали играть «Вечер еврейского анекдота, или Перпетуум–мобиле» (1993, реж. Б.Луценко). Я видела этот замечательный спектакль, изобилующий неподражаемым еврейским юмором. Помню и филигранно отточенную Шиленковой пластику в исполнении Ольги Клебанович, Александра Ткаченка, Александра Суцковера... Ту самую хореографию, которая ложится на драматургию образа и нисколько ей не противоречит. Не сходят со сцены Русского театра «Адъютант–Ша Его Величества», с Купаловской — спектакль «Идиллия», а также «Черный квадрат» в Театре белорусской драматургии и другие постановки, в театральных программках к которым значится: балетмейстер — Галина Шиленкова.


Она участвовала в постановках свыше 50 спектаклей в театрах Беларуси и России, сделала множество концертных номеров, программ варьете, программ для цирка, пластических и танцевальных номеров в кино.


Листаю страницы рукописи книги, над которой работает Константин, и думаю: вот они, следы памяти о талантливом человеке, оставленные теми, кто хорошо знал ее как профессионала. Очень хотелось бы, чтобы у Воронова хватило сил, средств и упорства на ее издание. О Галине Шиленковой как о человеке с почтением, уважением и любовью говорят ее друзья и коллеги по совместной работе. Вот некоторые выдержки из их размышлений.


Из будущей книги «Душа на кончиках пальцев»


Николай Пинигин, художественный руководитель театра им. Янки Купалы:


«У нас с ней было довольно много спектаклей, где мы работали вместе. И это всегда было в радость: Галя умела партнерствовать. А в театре это очень важная вещь. Потому что театр — дело коллективное. Тут не ты «ставишь», а мы «делаем». Я никого не могу с ней сравнить. У большинства балетмейстеров, окончивших хореографическое училище, где учат классическим танцам, есть соблазн ставить танцы, требуя от драматических артистов такой же техники. Галя, тонко чувствуя природу драмтеатра, требовала не танцевать, а через движение создавать характер. Она была — личность... А как шляпу носила, как двигалась... В этом человеке был какой–то изыск...»


Виктор Манаев, заслуженный артист Беларуси (театр им. Янки Купалы):


«Соотнести слово с движением — это тот редкий дар, которым Шиленкова владела в совершенстве. Движением она углубляла создаваемый образ. Для меня были уникальными ее требования (и это говорил постановщик танцев, хореограф, бывшая танцовщица!): «Не танцуйте! Только не танцуйте! Дайте профессии!»


Зинаида Зубкова, заслуженная артистка Беларуси (театр им. Янки Купалы):


«В 1994 году для «реставрации» танцев и пластических номеров в спектакле «Павлинка» была приглашена Шиленкова. (Все пластические номера, белорусские народные танцы в нем были рождены более 50 лет назад, придумывались авторами спектакля самостоятельно, естественно, без специалистов по пластике.) Она была удивительным мастером–реставратором! И каким! В «Павлинке» не сделала ни одной вещи — своей. Она понимала, что в этот старый, практически этнографический материал не нужно вносить новое... Я часто видела на репетициях, как интересно с ней работать режиссеру, как совместно они «лепили» образы».


Наталья Гайда, народная артистка Беларуси (Государственный музыкальный театр):


«В начале нашей театральной карьеры мы часто ездили с эстрадной концертной программой от Белгосфилармонии. Уже тогда она помогала нам своими замечаниями. Не пропускала ни одного неправильно сделанного хореографического движения, говорила: «Вот это движение рукой расходится с мыслью твоего текста».


Ольга Клебанович, народная артистка Беларуси (театр им. М.Горького):


«В своей профессии Галя попала, как говорится, в десятку. Еще она была очень красивой женщиной, в которой чувствовалась порода. Помню, как плакали актеры на вечере в честь ее памяти, а она будто парила над всеми и слегка улыбалась своей неподражаемо аристократичной улыбкой».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter