Не такая Родина

Давненько не слышала, а вот раздалось:

— Плохое лето, унылые лица, неудачная страна, за границу выезжаешь — и сразу все иначе.

Кто говорит?! Моя подружка, отличный человек. Живет в собственном доме, загорает на лужайке. Да, не 300 солнечных дней в году. С этой претензией я вполне согласна, но как бы это точнее выразиться — нас таких много по миру, с неярким климатом. И что?

— Избыток ультрафиолета вреден, — напоминаю ей.

— Да не в этом дело! Как–то вообще... болото, уныло. Пошла вечером прогуляться по барам, молодежь лежит... в салате лицом.

И в этом месте я вообще возмутилась, потому что картины мира совсем не сошлись. Я как погулять ни выйду, молодежь на велосипедах, квесты проходит, в мафию играет. И вообще. Я и себя за молодежь считаю. Лицо у меня на месте, далеко от салата.

Задумалась. Плакаться на неудачную Родину, это что? Неубиваемый тренд или все–таки вчерашний день?

В конце восьмидесятых прошлого века в телевизоре образовалась программа «Прожектор перестройки». Раньше–то СССР критиковать было небезопасно, а тут раз — и руководство Первого канала само предложило. Тогда–то и стало модным выявлять пороки общества и прилюдно кричать что–то про «Позор бюрократам!» и «Долой кого–нибудь!». Мой отец так увлекся, что даже посещал все митинги, потом, когда устал и понял, что дальше обличений дело не идет, нашел себе другое хобби. Но это ж не каждому везет — иметь разносторонние интересы и уметь вовремя переключиться. Моя бабуля вообще брезгливо накрывала телеэкран салфеткой от пыли, когда слышала, как в нашем регионе все плохо.

— То самыя добрыя былi, а то ўжо дрэнна ўсё i крыва. Нехта ж за гэта плоцiць...

Бабуля верила, что СССР разваливали по заказу «амерыканцаў». И спорить с ней не было никакой возможности, могла чем–нибудь бросить в сторону оппонента. А папу за его предательство митингов я сочла слабохарактерным, человеком без стержня. Сама я вдохновлялась тем, как лихо все рушилось. Представляете, мне 15 лет — возраст бунтарства, слушаю группу «Кино»: «Мы ждем перемен!» В августе 1991–го я как раз гостила в Москве у тетушек приятельницы, на улице 1905 года. Взрывы, танки. Мое подростковое эго было счастливо.

— Ты жива?! — плакала в трубку мама.

— Здесь круто!

Это было отличное время, бардака много, и я в нем искупалась, напрыгалась, оттянулась. Так, конечно, не каждому поколению «повезло»...

Как не каждому удалось расти–расти и вырастать. Из нонконформизма, антагонизма, анархизма и простой ребячьей дурости. В день, когда я поняла, почему папа перестал ходить на митинги, сняла серьги с черепами, пересадила белую крысу с плеча на шкаф и купила красивое платье. Мои друзья продолжали ходить на тусовку анархистов, презрительно сообщая мне о том, что я изменилась. А я планировала меняться и дальше. Взрослеть и принимать простые вещи этой сложной жизни.

Моя Родина — лучшая. Это приходит после того, как смиряешься со своим носом (великоват, но мой!), веснушками и недоушейногами. У мальчиков по–другому. Но это все из одного набора, из того самого, который получаем взрослея. Моя Родина — лучшая!

Сосед вычистил двор, купил батут, посадил газон и цветы. Ну сам же, за свою зарплату. Еще лавочки установил и брусья для спортивных занятий. Думаете, батут пристегнут цепью, а на лавках сидят алкаши. Нет! Он изменил общее отношение к месту нашей совместной жизни. Теперь каждый во дворе стремится обустроить хоть небольшой уголок. Понимаете мысль, мой сосед не писал письма в нужные инстанции — наведите порядок! Взял и навел. Начал с себя. Говорят, в окружающих мы видим те недостатки, которые пугают нас самих в себе. Меняйся, взрослей.

Моя приятельница вышла замуж и уехала жить в другую страну. Она вошла в общество воспитанных людей, с благородными корнями. Я заметила, что в разговорах она всегда превозносит Беларусь на самый высокий уровень.

— Ты знаешь, у людей с культурой не принято критиковать Родину. Здесь иммигрантов, которые начинают выливать ведра грязи на свое правительство, считают невоспитанными и даже не понимают.

Я рада, что наконец пришла к убеждению, что если я живу с мужчиной, он — лучший, мои дети — идеал, дом — уютный, я сама — совершенство и моя Родина — рай на земле. Да, я вижу недостатки и знаю, что желательно исправить, а что нужно срочно заменить. И аккуратно навожу порядок во дворе, в себе и своей семье. Из этого всего будет состоять моя Родина. Из того, как я все организовала и насколько сильно люблю и уважаю тех, кто родился и живет в Беларуси.

sylimovna@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter