Почему организаторы экстремальных развлечений работают без контроля?

Не суйте ноги в петлю

Ни снегопад, ни февральский мороз не помеха для минских охотников за адреналином — роупджамперов. Ребята прыгают с мостов и башен с помощью альпинистского снаряжения и уверяют: ощущения от свободного полета непередаваемые. Только вот наряду с этими впечатлениями всегда присутствует серьезный риск. Так, летом прошлого года экстремальный прыжок обернулся гибелью молодого минчанина Евгения Лапановича. Организатор роупджампинга получил три года лишения свободы за причинение смерти по неосторожности. Корреспондент «Республки» проверяла, снизился ли спрос на опасные развлечения после трагедии и как контролируется деятельность роупджамперов сегодня.

Организовывают прыжки с башен и мостов в больших городах почти каждый день
kava.ua

«Сейчас я лучше схожу на батуты»

18 июня на 70-метровой высоте ждал своей очереди на прыжок опытный роупджампер Сергей Самылев. Совсем не волновался, для него такой экстрим был привычным делом. Перед ним стоял Евгений Лапанович — 27-летнему парню сертификат на прыжок подарили друзья. Ничего не предвещало беды, но она случилась: молодой человек разбился на глазах у очевидцев. Сергею Самылеву нелегко вспоминать тот летний день — отношение к роупджампингу у него изменилось в одночасье:

— Это был шок. Я всегда прыгал с этой командой, знаю Алексея Никитченко (предпринимателя, которого осудили на три года). Вина организаторов есть: механизм торможения не сработал, как положено. Теперь, если я соглашусь прыгать, то только с 5—7 страхующими элементами, а не с двумя, как это обычно бывает. Если захочется «полетать», то сейчас я лучше схожу на батуты.

От 8 до 50 рублей за прыжок

Предложений прыгнуть с моста или башни много и сегодня. Организовывают такие развлечения в Минске и окрестностях почти каждый день. О месте и времени обычно сообщают накануне в тематических группах в социальных сетях. Например, в одной из таких проинформировали, что в ближайшие дни планируются прыжки с 13 и 25 метров. Узнать подробности и записаться предлагают по телефону. Трубку поднимает молодой человек — говорю, что собираюсь прыгнуть впервые, волнуюсь немножко. Парень успокаивает:

— Не переживайте, у нас пятилетний опыт работы и ни одного несчастного случая! Мы проводим подробнейший инструктаж, знакомим с противопоказаниями. Задействована двойная страховка, которая обеспечивает полную безопасность. Завтра собираемся прыгать с моста высотой 13 метров на Тимирязева. Придете? Зимой мы с большой высоты (50, 70 м) не прыгаем. Цена за первый прыжок с тринадцатиметровой высоты — 8 рублей, а за последующие — 5. С высоты 25 метров — 12 рублей.

В другом сообществе прыгать предлагают с 50-метровой высоты за 30 рублей. За дополнительные 5 рублей можно получить фото и видео. Организаторы оставляют интригу: место и время сообщают после заполнения заявки на участие в прыжке. Просят указать имя, фамилию, дату рождения, телефон и поставить галочку под «ознакомился с правилами поведения и списком противопоказаний». Правил и противопоказаний, как оказалось, немало. Например, прыгать нельзя в посттравматический и послеоперационный периоды, тем, кто имеет переломы, заболевания опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, болезни сердца и сосудов, сильные психические и неврологические расстройства и гормональные нарушения. Не допускают также людей в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Справки о состоянии здоровья, объясняют, показывать не надо — верят на слово и перекладывают в этом деле ответственность на вас:

— Прыжок с веревкой не относится к абсолютно безопасным увлечениям. Двойной контур системы навески и проверенная схема прыжка не исключают непредвиденных обстоятельств. Клиент берет на себя ответственность за возможные травмы, полученные в ходе прыжков, по причинам несоблюдения правил безопасности, сокрытия состояния своего здоровья, грубой неосторожности или невыполнения требований инструкторов и в случаях непредвиденных обстоятельств.

Экстремалам стоит помнить: всю ответственность за возможные последствия берут на себя только организатор прыжков и сам клиент

Развлечение с риском для жизни

Предложений купить подарочный сертификат на прыжок с высоты тоже достаточно. Стоимость варьируется от 15 до 50 рублей. Прыгнуть можно с высоты 13 и 35 метров. Артем Высоцкий, один из организаторов экстремальных прыжков, делится наблюдениями — спрос на услуги после трагедии прошлым летом не снизился:

— Мы обучаемся роупджампингу не один год, обмениваемся опытом с зарубежными коллегами. Кроме того, прыжок с каждого объекта проектируется, производятся расчеты. Затем мы проверяем объект несколько раз тестовым грузом, и после этого к прыжку допускается человек из команды. У меня открыто ИП и арендована 35-метровая башня за городом — там мы имеем полное право прыгать. Но если честно, хотелось бы, чтобы роупджампинг как-то легализовали: мы обращались в разные органы и были бы рады сотрудничать. Я за то, чтобы создали определенный регламент, приходили и проверяли нас. Например, во время прыжков с парашютом и полетов на парапланах несчастных случаев происходит больше, но эти виды спорта узаконили, к ним претензий нет.

После гибели Евгения Лапановича Следственный комитет направил предложение в Госпромнадзор регламентировать роупджампинг. Туда я и обратилась с вопросом: собираются ли разработать требования к организаторам прыжков? Вот что ответил Петр Климко, начальник управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Госпромнадзора:

— Мы не рассматриваем эти экстремальные прыжки как аттракцион. Если осуществлять идентификацию роупджампинга, то он не попадает под действие технического регламента Евразийского экономического союза и правил по обеспечению промышленной безопасности. Это некий вид развлечений, сопряженный с риском для жизни. Принимать меры в отношении оборудования, проверять его и устанавливать требования мы не правомочны. Пока что ответственность несет только предприниматель. Например, аттракцион — это оборудование, которое проектируется. При этом определяются риски для жизни и здоровья пользователя — их стараются или полностью устранить, или минимизировать. Что можно спроектировать касательно роупджампинга? Это набор альпинистского снаряжения и любой объект (дом, башня, труба, мост), который не предназначен для того, чтобы с него прыгать. Организаторы обычно обучаются промышленному альпинизму, как бы гарантируя то, что они знают, как не упасть с высоты и пользоваться снаряжением. Но когда речь идет об оказании услуг населению, с точки зрения законодательства кто-то должен нести ответственность и выработать правила. Поэтому сейчас идут активные обсуждения этого вопроса, чтобы не допустить трагедий в будущем. Если надо учить роупджампингу, то пусть учат те, кто знает в этом толк, и пусть контролирует работу организаторов тот, кто в этом разбирается. Конкретно в Госпромнадзоре нет специалистов, которые разбирались бы в альпинистском снаряжении, используемом не по назначению. Это не сфера промышленной безопасности.

Прокуратура Минска также не проводит проверки предпринимателей, которые занимаются экстремальными прыжками. Получается, роупджампинг остается в подвешенном состоянии: занятие хоть и не легализовано, но никто не может запретить прыгать с высоких объектов и контролировать, как бизнесмены обеспечивают безопасность пользователей. Документа, который бы содержал правила и требования для роупджамперов, тоже пока нет. Поэтому экстремалам стоит помнить: всю ответственность за возможные последствия берут на себя только организатор прыжков и сам клиент.

matuzova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter