В Беларуси становится все больше территорий, где весенняя охота на птиц запрещена

Не стреляйте в птиц перелетных

Перелетные птицы массово возвращаются из мест зимовки. В Брестской области еще в конце февраля были замечены первые стаи гусей, подыскивающих себе места для гнездования, а также чибисы, журавли, гоголи. Пока девушки размещали в соцсетях картинки с цветами и птичками, радуясь весне, серьезные мужчины готовились расчехлять ружья. И это время наступило. Как известно, с 12 марта разрешена охота на пролетных гусей: белолобого, гуся–гуменника, серого гуся, канадскую гусарку. А также селезней кряквы, чирка–трескунка, чирка–свистунка, красноголовой чернети и хохлатой чернети. Словом, сезон открыт. Последние охотничьи залпы по пернатым грянут только 8 мая.


Любители пострелять называют охоту на птиц увлекательной. И набирает она у нас, говорят, популярность. Кроме охоты с подманиванием, бывает охота с подъезда, охота скрадом, охота на перелетах, стрельба из засады... Чувствуете, сколько у мужчин возможностей показать друг другу свою ловкость и меткость? Охотники снимают себя и убитую птицу на видео, выкладывая для всеобщего просмотра в Ютуб целые фильмы. Достаточно задать поисковику «охота на гуся», и он выдаст вам множество картинок. Я не вегетарианка, но вид охотничьих трофеев желания запечь гуся в духовке с яблоками не вызывает. Весна — время любви. Дикие гуси летят сформированными парами. Один убитый партнер — и не будет кладки. В результате реальный ущерб популяции, по утверждению экологов, составит 6 — 10 особей.

Да, перелетный гусь — та птица, которая требует регулирования численности, потому что наносит вред сельскому хозяйству. Но весенняя охота — это жестоко. Ведь под выстрел попадают самые сильные птицы. Пережившие осеннюю миграцию, долгую зимовку. Они летят гнездиться, а дома их ждут любители активного отдыха...

Стрелять разрешено гуся и селезня, а страдают все обитатели водоемов. Потому что сроки весенней охоты совпадают с гнездовым сезоном других водно–болотных птиц. Человек с ружьем и собакой — это беспокойство. Ко всему, для установки и снятия подсадных уток и подъема добытой дичи охотники могут пользоваться маломерными судами без двигателей. Несмотря на то, что весной — нерест и для всех остальных граждан использование маломерных судов в рыболовных угодьях под запретом. Добавьте сюда весенние пожары в экосистеме, которые возникают нередко и по вине нерадивых охотников.

Беларусь сегодня не единственная страна в Европе, где разрешена весенняя охота. Еще Россия. Правда, там всего 10 дней можно охотиться, а не 50, как у нас.

В последние годы все чаще звучит призыв введения полного моратория на весеннюю охоту. Что удивительно, даже среди заядлых охотников есть такие, кому весенние стрельбы по птицам не по душе. Но охотничье лобби победить непросто. Тогда хотя бы запрет на отдельных территориях? И таковых зон, к радости здравомыслящих, становится все больше. Нынешней весной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды весенняя охота запрещена на 26 территориях. В основном в Брестской и Витебской областях. На Брестчине — это заказники «Споровский», «Выгонощанское» и «Ольманские болота», участки рек, водоемы на бывших торфоразработках. В Витебской области — ряд озер, болото Ельня. В Могилевской — гидрологические заказники «Острова Дулебы», «Заозерье», участок Днепра. Одна такая территория определена в Минской области, по две — в Гродненской и Гомельской.

В конце минувшего года в список запретных для весенней охоты зон внесена пойма реки Лесная в Каменецком районе. Экологи и орнитологи добивались этого моратория в месте слияния Лесной Левой и Лесной Правой давно. Еще в 2010 году вся пойма реки была объявлена международной территорией, важной для птиц. Но в нашей стране этот статус не то же самое, что статус особо охраняемой природной территории. Охоты проводились.

А место слияния двух рукавов Лесной, скажу вам, — уникальное. Со стороны деревни Угляны за речкой видны горки. Когда река разливается, свободными от воды остаются только эти островки, их и заселяют птицы. В отдельные весенние дни орнитологи насчитывали здесь до 10 — 15 тысяч гусей. Сегодня понаблюдать за птицами может каждый из нас: на берегу Лесной установлена специальная вышка.

Нынешней весной (и, будем надеяться, во все последующие) десятки тысяч диких гусей, уток и прочих водоплавающих окажутся в безопасности, остановившись на отдых в устье Лесной и других природных территориях, где действует мораторий на весеннюю охоту.

Можем ли мы добиться, чтобы таких островков в синеокой Беларуси было еще больше?

valentinak3@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter