Не стреляйте в монитор!

Победители национального финала - Ярослав Кавецкий, Антон Плебанович и команда Ultimo - в октябре представят Беларусь на Всемирных компьютерных играх в итальянском городе Монце.

В субботу на церемонии закрытия соревнований заместитель министра культуры Валерий Гедройц выразил уверенность, что “терпение, сила и настойчивость, а также желание победить, которое развивают киберсоревнования, помогут ребятам достичь неплохих результатов в профессии и личной жизни”.
Это высказывание свидетельствует о том, что за последние годы белорусское общество в корне пересмотрело свое отношение к компьютерным играм. Шесть лет назад они считались как минимум бессмысленным, если не вредным времяпровождением. Четыре года назад в Беларуси была создана Федерация компьютерного спорта, которая с тех пор провела уже около десятка официальных турниров республиканского масштаба. В турнирах приняло участие более 10 000 киберспортсменов. Год назад благодаря участию компании “Самсунг” белорусская сборная впервые отправилась на финал Всемирных компьютерных игр в Сингапур.
— Все равно в своем отношении к играм мы отстаем даже от России, — заметил исполнительный директор Федерации компьютерного спорта Николай Ковалевский. — Там они официально признаны видом спорта, в котором есть разряды, звания, любители и профессионалы. Мировая статистика свидетельствует, что активно играет примерно 1 процент населения. Выходит, в 10-миллионной Беларуси целый город кибератлетов!
— Но спорт должен укреплять здоровье, а не отнимать его, — выдвинула любимый родительский контраргумент я.
— Игра — хорошая интеллектуальная тренировка, — возразил собеседник, — способствует развитию мышления и учит быстроте принятия решений. Настоящий спортсмен тренируется и физически, потому что занимается регулярно, постоянно повышая свой уровень. Это сродни техническим видам спорта — картингу, авто- и мотоспорту, чем собственно и увлекаются некоторые кибер-спортсмены, например картинг в москве конечно более достпен, ведь зачастую предоставляется бесплатная экипировка, но и у нас хватает больших с современных площадок. На компьютере тоже можно отрабатывать модели управления определенным аппаратом, причем задавая игроку различные погодные и метеорологические условия. Поэтому компьютерным спортом сейчас очень серьезно занимаются военные.
Хотя киберспорт среди видов спорта в Беларуси пока не значится, один или два профессиональных киберспортсмена у нас уже есть. Крупные IT-компании заключили с ними контракты, примерно как “Феррари” и “Тойота” — с братьями Шумахерами. Все остальные игроки — “любители”. Есть и первые белорусские киберспортсменки.
“Цивилизованных рамок”, по признанию исполнительного директора, сегодня не хватает многим из компьютерных клубов страны. Хотя есть и совсем иные примеры. Молодой клуб “Плазма” в Бресте, например, для удобства посетителей разместил свои компьютеры не в одном огромном зале, а в нескольких прекрасно оснащенных комнатах с цветами, кондиционерами, видеонаблюдением. Для особо требовательных создана VIP-зона с техникой последнего поколения.
— Пиво и сигареты у нас под строгим запретом, — подтвердил приехавший поболеть за своего игрока директор “Плазмы” Дмитрий Николайчук. — Мы также следим, чтобы клиенты не проводили перед мониторами больше установленного санитарными нормами времени.
В клубе Дмитрия примерно тысяча постоянных игроков, из них сотня играет серьезно, по 4—8 часов в сутки. Это не значит, что они сидят перед экраном все свободное от работы время. Каждые час-полтора — перерыв, один день в неделю — обязательно выходной. Самый распространенный возраст — от 15 до 20 лет, профессии разные.
Игроки больше знают друг друга не по именам, а по никам: с неизвестным противником интереснее сражаться в Интернете. После 25 лет геймеры обычно уходят в мир иной — из виртуального в реальный. На первый план у них выходят другие цели и отношения — любовь, семья, профессия, карьера...
— Мне кажется, изучение компьютеров в школе стоит начинать с первого класса, — считает менеджер кампании “Самсунг” Елена Ранцевич. — Дети рано начинают интересоваться техникой. Моему сыну нет еще и трех лет, но компьютер — одна из самых любимых его игрушек. Есть много развивающих компьютерных игр для самых маленьких, при помощи клавиатуры хорошо тренировать мелкую моторику кисти, изучать буквы и цифры.
Елена в своем мнении неодинока. Недавно, после блестящего выступления на международной олимпиаде по информатике 11-летнего гомельчанина Гены Короткевича о необходимости пересмотреть школьный курс говорил министр образования Александр Радьков. Границу между виртуальной и земной реальностью придумали взрослые. Новое поколение умеет прекрасно ориентироваться в обоих мирах.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter