Не стреляйте в историю...

Хотя и не в Эстонии происходили главные сражения Второй мировой войны, в этот День Победы внимательнее всего будем следить за событиями в Таллине...
Хотя и не в Эстонии происходили главные сражения Второй мировой войны, в этот День Победы внимательнее всего будем следить за событиями в Таллине. На площади Тынисмяги ветеранов больше не ожидает «Бронзовый солдат», которому они приходили поклониться 9 Мая. Сегодня, когда в этой стране отмечают День памяти и примирения (окончание самой кровавой бойни ХХ века в Евросоюзе отмечается на день раньше, чем у нас), должно пройти официальное новоселье памятника советскому воину на военном кладбище Сиселинна. Премьер–министр Андрус Ансип, организатор переноса, уже заявил: «Я в мероприятии не участвую». Наверное, и к лучшему...

От гневной реакции извне еще как–то можно прикрыться независимостью и суверенитетом. Но по меньшей мере треть населения самой балтийской республики, так называемая русскоязычная община, не поняла действий своего правительства.

С другой стороны, можно как угодно ругать таллинскую полицию за жестокость, но и то, что три ночи подряд устраивали некоторые так называемые защитники «Бронзового солдата» в центре эстонской столицы, не поддается оправданию. Самый глупый комментарий по поводу беспорядков, который я где–то прочитал: мол, молодчики, грабившие магазины и поджигавшие автомобили, действовали вполне цивилизованно, даже по–европейски, поскольку совсем недавно так же поступали их французские сверстники.

Срывать флаг с посольства Эстонии в Москве — это тоже значит уже перейти черту. Отстаивание своих ценностей перед диппредставительством страны, где они попираются, безусловно, возможно и, может, даже нужно. Но те, кто на это идет, должны хорошо знать, что на этот счет говорит Венская конвенция.

Ни одной из сторон не удалось с честью выйти из разгоревшегося у ног «Бронзового солдата» конфликта. Перенос «огня» в сферу международных отношений — а к мировому сообществу апеллировали как Таллин, так и Москва, — также не принес им дивидендов. На «вынужденное прекращение» поставок нефти по железной дороге Эстония ответила тем, что обнаружила «непреодолимые препятствия» для строительства североевропейского газопровода «Нордстрим». Эта ситуация еще раз показала, что энергоресурсы не могут считаться эффективным путем решения политических, исторических, психологических и иных противоречий между государствами.

К сожалению, сегодня нельзя с уверенностью сказать, что ситуация с «Бронзовым солдатом» не повторится в других странах. Глава парламентской фракции правящей в Польше партии «Право и справедливость» Марек Кухчиньский заявил в эфире местного радио, что конфликт между Россией и Эстонией не остановит процесс декоммунизации в Польше, а именно будет продолжена работа по принятию закона, согласно которому можно будет сносить памятники — символы иностранного господства над Польшей.

Неделю назад автор проекта закона министр культуры Казимеж Уяздовский пообещал, что «в Польше символы коммунистической диктатуры исчезнут с городских улиц». Впрочем, в интервью одному из телеканалов он сделал акцент: «Речь не идет о том, чтобы не уважать и не ухаживать за могилами солдат Красной Армии. Все могилы достойны уважения».

Хотелось бы верить, что СМИ просто по инерции раздувают эту польскую новость. Но нельзя не заметить, что процесс пересмотра итогов той войны в Европе уже запущен. Никто сегодня не даст гарантии, что при подходящей политической конъюнктуре (как это сложилось в Эстонии) воина–освободителя кто–нибудь не объявит «символом иностранного господства над Польшей». Что в Будапеште националисты не организуют новый сбор подписей за снос монумента красноармейцам и ко времени второй попытки у власти не окажется такой премьер–министр, как эстонский Ансип, пообещавший избирателям убрать с глаз долой «Бронзового солдата».

В каждой стране, испытавшей на себе тяготы Второй мировой войны, глядя на Таллин, должны посмотреть на себя, как они сами встречают День Победы. Я знаю, что многие иностранные посольства в Минске стараются достойно отметить эту дату. Не по протоколу. Литовское дипломатическое представительство, например, каждый год по традиции выезжает в «Хатынь». Британский и немецкий послы в одной из минских школ вчера презентовали книгу воспоминаний узников нацистских концлагерей... Белорусская история не предусматривает какого–то широкого толкования итогов той страшной войны. Скажем кратко: кто забывает прошлое — тот стреляет в будущее!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter