
В помощь круглосуточным диспетчерским службам функционируют система дорожно-измерительных станций и системы видеонаблюдения.
Превентивные меры
— Что в себя включает подготовка организаций дорожных и коммунальных служб к зимнему периоду?Леонид ЗЕНКЕВИЧ: — Готовимся к зиме еще с начала весны. В первую очередь выполняется ремонт покрытий и искусственных сооружений, обновляется горизонтальная разметка. С середины лета дорожные организации приступают к заготовке противогололедных материалов и подготовке техники к зимней эксплуатации, чтобы к середине октября быть полностью готовыми к зимнему сезону. Весь комплекс работ размещен в специальной инженерной проработке, которая готовится каждой эксплуатирующей организацией на основании приказа Министерства транспорта и коммуникаций.
Дмитрий ДЕМИДОВИЧ: — Есть два основополагающих документа, на которые опираются дорожники зимой, — ТКП-100 и СТБ 1291. В середине августа наши филиалы подготавливают инженерную проработку, которую потом представляют для защиты. Что это за документ? Поясню: после окончания зимнего сезона мы должны проанализировать, сколько за этот период было потрачено средств, техники, материалов. Кроме того, по реконструкции дорог и их капитальному ремонту есть свои планы. Соответственно, после реконструкции увеличится площадь обслуживаемых дорог. В инженерной проработке указано, сколько на следующую зиму при всех этих условиях потребуется техники, материалов и других средств. Помимо этого, анализируются снегозаносимые участки. Это важный момент. Спустя год снегозаносимый участок может перестать быть таковым, потому что, например, на этом месте вырос лес, который два года назад высадили лесники. Следовательно, там уже нет потребности бороться со снежными заносами. К инженерной проработке должна быть прикреплена ведомость этих снегозаносимых участков с указанием способов борьбы. Все это делается с учетом предыдущих лет.
По состоянию на 15 октября должно быть заготовлено в чистом виде солей до полной вместимости складов.
Алексей ФИЛАНОВИЧ: — Как и дорожные службы, мы начинаем готовиться к зиме еще весной: выполняем ямочный ремонт, заготавливаем противогололедные материалы, подготавливаем технику. В хорошую погоду ежедневно для посыпки и обработки выходит около 400—500 единиц техники, почти 3 тысячи работников от снега убирают улицы и придомовые территории. В прошлом году в дни, когда была особенно неблагоприятная погода, выходили на уборку около 7—8 тысяч сотрудников. Обеспечена заготовка песчано-соляной смеси для обработки от гололедицы, в наличии имеется более 250 тысяч тонн.
![]() |
![]() |
![]() |
Встретить во всеоружии
— Какие дороги страны обслуживаете?А. Ф.: — Коммунальные службы обслуживают только улично-дорожную сеть республики. Всего в нашей стране около 80 тысяч улиц, общая площадь которых составляет примерно 300 миллионов квадратных метров. Протяженность сетей — 12,5 тысячи километров, большая часть которых, а это примерно 65 процентов, или 8 тысяч километров, обслуживается предприятиями Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
Л. З.: — Если говорить про автомобильные дороги общего пользования, то их в стране 87 тысяч километров. Чуть больше, чем улиц. Из них 15 тысяч — республиканские.

— Сколько техники будет задействовано при уборке дорог в зимний период?
Л. З.: — В соответствии с государственной программой «Дороги Беларуси» ежегодно дорожными организациями парк техники обновляется из разных источников. Это могут быть собственные средства предприятий, лизинг или бюджетные средства. Следует отметить, в этом году законом о республиканском бюджете впервые предусмотрена отдельная статья на обновление дорожной техники, что позволило приобрести дополнительно 159 единиц техники отечественного производства (МАЗ, «АМКОДОР», МТЗ) и значительно обновить парк машин. Аналогичные подходы заложены в бюджете на 2025 год. Всего на автомобильных дорогах общего пользования будет задействовано 1,5 тысячи единиц техники.
А. Ф.: — Для содержания улично-дорожной сети зимой в стране подготовлено около 4 тысяч единиц коммунальной техники. Ее парк коммунальные службы обновляют постоянно — и с помощью местных бюджетов, и в лизинг. На данный момент вся техника готова к эксплуатации. Кстати, в населенных пунктах популярна малогабаритная техника.

В уборке придомовых территорий помогают и жители страны. Мы всегда обращаемся с призывами помочь, но отдельные случаи показывают, что люди сами проявляют инициативу. Естественно, мы уберем каждый уголок территории, но вы сами понимаете: одномоментно сделать это невозможно. Отмечу, что коммунальные службы в первую очередь очищают от снега крыльца, подходы к контейнерным площадкам и основные направления движения к остановкам общественного транспорта.
В БЕЛАРУСИ НАСЧИТЫВАЕТСЯ ОКОЛО 80 ТЫСЯЧ УЛИЦ, ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТ ПРИМЕРНО 300 МИЛЛИОНОВ КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ
Особые меры
— Все дороги поделены на уровни требований, для каждой нормативными документами определены сроки ликвидации зимней скользкости и очистки дорог от снега. Расскажите об этом подробнее.Л. З.: — У дорожников есть несколько степеней сложности выполнения работ. При первой степени сложности работы выполняются в штатном режиме имеющимися в наличии силами и средствами для устранения незначительных препятствий дорожному движению. Вторая степень объявляется при опасности возникновения препятствий движению на автомобильных дорогах из-за наступления сложных погодных условий или других неблагоприятных явлений. Для выполнения работ привлекается максимальное количество собственных сил и средств. А при опасности возникновения серьезных препятствий движению на дорогах из-за экстремальных погодных условий объявляется третий уровень сложности. В таком случае задействуется максимальное количество собственных сил и средств, а при необходимости — и других предприятий. С 15 октября дорожные службы переходят на круглосуточный режим работы.
Д. Д.: — Все автомобильные дороги разделены на пять уровней требований к их эксплуатационному состоянию. Например, к дорогам первого уровня относят важнейшие республиканские, которые соединяют Минск с областными центрами. Для таких дорог при первой степени сложности выполнения работ необходимо обработать покрытие противогололедными материалами за три часа с момента обнаружения скользкости или начала снегопада. Четвертый и пятый уровни требований — это местные дороги с интенсивностью движения до 500 и до 100 автомобилей в сутки. Сроки выполнения работ по обработке проезжей части противогололедными материалами при первой степени сложности на таких дорогах — 9 и 12 часов соответственно.
Л. З.: — Для борьбы со снежными заносами дорожниками устанавливаются снегозадерживающие щиты и сетки, вдоль дорог высаживаются снегозадерживающие насаждения. А вот к устройству траншей приступают при образовании устойчивого снежного покрова толщиной не менее 20 сантиметров.
Круглосуточный контроль
— В зимний период при переходах температуры через ноль градусов на дорогах часто образуется ямочность. Что в таких случаях будут делать дорожные и коммунальные организации страны?Л. З.: — Дороги подвержены износу и повреждениям из-за постоянного использования, погодных условий и других факторов. Поэтому регулярный ремонт и содержание автомобильных дорог необходимы для обеспечения безопасности и комфорта движения. Дорожные службы круглосуточно мониторят ситуацию с погодой, температурой, проводятся превентивные меры.
В этом году почти в 1,5 раза больше дорог отремонтировано, что отразилось на их состоянии перед входом в зимний период. Количество ямочности на автомобильных дорогах общего пользования по сравнению с прошлым годом снизилось в три раза.А. Ф.: — В Беларуси с начала года отремонтировано 7 миллионов квадратных метров улично-дорожной сети. Содержание дорожного покрытия улиц осуществляется при сезонных осмотрах, которые проводятся в весенние (в марте — мае) и осенние (в сентябре — октябре) сроки, а также при патрульных и специальных осмотрах. Во время сезонных осмотров определяется соответствие конструктивных элементов дорог улиц, их приводят к нормативным требованиям эксплуатационного состояния.

— Как осуществляется мониторинг состояния дорожного покрытия в период сложных погодных условий? Как используются данные метеопрогноза в работе?
Д. Д.: — Мониторинг за состоянием дорожного покрытия ведется постоянно. В помощь круглосуточным диспетчерским службам функционируют система дорожно-измерительных станций и системы видеонаблюдения. Используются данные прогнозов Белгидромета. Погода мониторится по всем направлениям. На основании всех этих данных и принимаются решения.
А. Ф.: — Коммунальные службы сотрудничают с Белгидрометом, который осуществляет ежедневную рассылку. Если ночью прогнозируется снег или дождь, то заранее подготавливается техника. В первую очередь расчищаются от снега проезды общественного транспорта и остановочные пункты. Обращается внимание на подъезды к учреждениям образования и здравоохранения, выходы из подъездов, тротуары вдоль домов, контейнерные площадки для вывоза мусора.
— Подведем итоги беседы: что вы можете порекомендовать участникам дорожного движения?
Д. Д.: — Хочу пожелать всем участникам дорожного движения в сложную погоду зимой выбирать правильный скоростной режим, а при необходимости можно остановиться на заправке и подождать, когда пройдет снегоочистительная техника.
semenkova@sb.by
Фото из архива «СБ»