Не стой под стрелой!

Корреспондент «СБ» занялся техникой безопасности
Корреспондент «СБ» занялся техникой безопасности

Когда будет положен конец убийственной статистике на строительстве? Недели не проходит без очередного ЧП. То двое монтажников сорвутся вместе с люлькой с 16–этажного дома, то башенный кран рухнет вместе с крановщиком. Всего за восемь месяцев этого года на объектах Минстройархитектуры погибли 10 и получили тяжелые травмы 32 человека. А сколько еще рабочих каждый день балансируют между жизнью и смертью? Увы, вместо реальных действий иные ответственные товарищи, оправдываясь во время разбирательств, пускают в оборот стертые штампы и клише: «нелепость», «стечение обстоятельств»...

Корреспонденты «СБ» вместе со специалистами по охране труда Ириной Архиповой из департамента государственной инспекции труда и Максимом Барышевым из ПК «Минскстрой» побывали на минских стройках и убедились, что большинство ЧП можно — и надо! — предупредить.

...На стройке 10–этажного дома по улице Корженевского рабочие расставлены, словно фигуры на шахматной доске. Каждый — на своем месте. Стропальщик, как и положено, в ярко–оранжевом жилете. Территория ограждена, стройматериалы аккуратно сложены, везде развешаны предупреждающие таблички, рабочие в касках. Смотрим паспорт объекта. Ага, исполнитель — государственная организация. Интересуемся у строителей, были ли несчастные случаи.

— Тьфу–тьфу, — всплескивает руками заместитель начальника СУ–207 ОАО «МАПИД» Виктор Санько. — Ни одного.

А вот на объектах частных строительных фирм другая картина, делятся наблюдениями специалисты по охране труда. Казалось бы, их руководители должны понимать: заботясь о безопасности рабочих, они заботятся о собственной репутации. Ан нет! Приезжаешь на стройку, а там — мусор, беспорядок. Рабочие напрочь игнорируют правила техники безопасности.

Следующая остановка на проспекте Газеты «Правда» как раз в таком месте. Здесь вскоре обещают возвести 114–квартирный жилой дом. Но возведут ли? Наши спутники хватаются за голову. «Рабочие без касок, стройматериалы сложены кое–как, опасные зоны не огорожены, — загибает пальцы консультант — государственный инспектор департамента государственной инспекции труда Ирина Архипова. — Даже страховочных поясов нет. А ведь сколько раз строители оступались и падали с высоты!»

На наших глазах как бы в подтверждение этих слов один из рабочих без страховки балансирует на краю четвертого этажа. Кажется, одно неверное движение, и он соскользнет вниз. «У нас была точь–в–точь такая ситуация, — вспоминает Максим Барышев, ведущий специалист по охране труда ПК «Минскстрой». — Тогда рабочий, к сожалению, разбился насмерть».

— Срочно остановите работу, — требует Архипова. — Он же упадет!

Строители в ответ лишь усмехаются, мол, демонстрировать чудеса эквилибристики не впервой. Прораб все же дает отмашку слезть с высоты. Спустя пару минут неприятный диалог продолжается уже в присутствии руководства фирмы.

— Непозволительно! Лишим премии! Будут наказаны! — соглашаются директор и его замы. — Но остановить работу... не можем. Иначе не успеем сдать объект.

— Тогда будьте готовы заплатить штраф в размере 50 базовых величин за неисполнение предписаний, — предупреждает Архипова. — Если кто–то пострадает, уголовной ответственности вам не миновать. Многие такие «смельчаки» уже отбывают наказание в местах не столь отдаленных. Я не пугаю, пока просто предупреждаю.

Но почему каждый раз повторяется одна и та же ситуация? Жизнью людей рискуют вновь и вновь. Это, безусловно, недопустимо, соглашаются с сотрудниками департамента госинспекции труда руководители строительных организаций, а на деле нарушают все мыслимые запреты. И где берут миллионы рублей на штрафы?..

Впрочем, иногда рабочие сознательно нарушают ТБ. Утверждают, например, что страховочные тросы сковывают движения и в них легко запутаться. В других организациях на безопасности людей просто экономят: не покупают специальное ограждение, страховочные пояса, стремянки. Заказчики, конечно, хотят построить дом побыстрее и подешевле. Выходит наоборот. Компенсация, которую придется выплатить родственникам погибшего, может потянуть на несколько десятков тысяч долларов.

— Когда я работала в стройтресте ведущим специалистом по охране труда, собирала рабочих, без конца зачитывала сводки несчастных случаев и ругалась до хрипоты с самыми упрямыми, — рассказывает Ирина Архипова. — Результат? За 18 лет был только один несчастный случай со смертельным исходом, да и тот по вине завода–изготовителя (рабочего не выдержала железобетонная плита). Строителям нужно постоянно напоминать об опасности, только тогда будет эффект!

Кстати, когда мы уезжали со стройки, на головах у рабочих вдруг появились каски, а руководство фирмы вспомнило, что заказало специальные ограждения. Вопрос только, почему опять спохватились в последний момент?..


Кстати

В 2003 году на объектах Минстройархитектуры погибли 12 человек, 54 — серьезно пострадали. В 2004–м количество несчастных случаев резко возросло: 65 рабочих получили на стройках тяжелые травмы, а 17 — смертельные.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter