Интересно ли нашим детям играть в роботизированную ферму или куклы-доярки

Не столько детская забава

МАЛЬЧИК лет шести ловко управляется с уборкой скошенной газонной травы при помощи игрушечного погрузчика. Это видео в соцсетях в момент набрало тысячи лайков. Взрослые комментировали: вот такие игрушки нужны детям, а не страшные трансформеры, человеки-пауки, роботы-мстители и куклы-ведьмочки. Тема резонансно, под аплодисменты, прозвучала на областном сходе перед Всебелорусским народным собранием в выступлении фермера из Столбцовского района Владимира Радевича. Бывая за рубежом, Владимир Владимирович обратил внимание на игрушки с близкой его делу тематикой — сельскохозяйственные животные (можно даже определить породу), техника чуть не для всех полевых работ и другие…


ФЕРМЕР всегда из загранкомандировок привозит своему внуку Константину трактора разных модификаций, комбайны и рад, когда видит горящие глаза мальчишки. Ему очень хотелось бы семейное дело, начатое еще отцом, передать наследнику, поэтому и старается заинтересовать любимого и пока единственного внука. Дарит игрушки сельхозтематики и другим детям, они же взаимно вручают ему такие же подарки — в коллекции Владимира Владимировича насчитывается 16 тракторов. Успешный сельский бизнесмен не питает иллюзий:

— Вижу, что нет замены нашему поколению аграриев, вот и наболело, решил поднять проблему на такой высокой трибуне. Не хватает не только специалистов, руководителей в хозяйствах, но и нашего собрата-фермера. По-моему, в странах, где доводилось бывать, целенаправленно воспитывают  детей. С самого раннего детства. Между прочим, везде за границей в продаже много красочных интересных игрушек белорусской фирмы «Полесье».

Для наших детей и их родителей такое покажется странным: от кукол-машинок-конструкторов ломятся полки магазинов, но чтоб они подогревали интерес к селу?.. А ведь любовь к труду на земле можно прививать в том числе через игру. Почему бы не создать вместо Барби куклу-доярку, вместо Кена — тракториста Колю?

Что проблема детских забав действительно серьезная, говорит, к примеру,  такой факт: в Казахстане собираются импортируемые игрушки подвергать психолого-педагогической экспертизе. Не все, конечно, но человеческие образы, зверей, которые имеют физиологически ненормальные отклонения, наверняка. На публичном обсуждении единых стандартов по безопасности детских товаров для стран ЕАЭС и технических регламентов звучали разные доводы — даже в поддержку зеленого, толстого и ужасного Шрека и ему подобных игрушечных уродцев.


Белорусские психологи и педагоги в корне не согласны с рассуждениями, оправдывающими производителей, которые в погоне за прибылью готовы выпускать все, на что ведутся дети. Малыш податлив, а такие игрушки способны породить чудовищ в его душе, они не учат добру и красоте. Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтмен, Человек-паук, скорее, помогут накоплению агрессивных фантазий, ведь игрушка программирует поведение ребенка. Почему педагоги против кукол типа Барби? Потому что ребенок оказывается под воздействием стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Установлено: пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой и  комплекс неполноценности. 

Вспомним народные игрушки из глины, дерева, тряпок, соломы, с имитацией движения или действия. Умельцы мастерили клюющих зерна курочек, машущих молотом кузнецов, скачущих конников, пильщиков и дровосеков. Незатейливые механические устройства знакомили с орудиями труда. Всяческие глиняные свистульки изображали птиц, лошадей и других животных. В наше время они практически не выступают в качестве развития маленькой личности, не используются по назначению, а лишь служат элементом декора. В БГПУ на эту тему провели опрос. Так вот результаты анкетирования показали: 35 процентов родителей считают, что игрушки народных промыслов не нужны современным детям, около 24 процентов — что таких, которые бы заинтересовали их чад, не существует, 26 — затрудняются ответить и 15 — никогда не задумывались об этом. 

А интересно ли нашим детям, предположим,  играть в роботизированную ферму, если бы такую конструкцию создали, или с куклой-дояркой, поинтересовалась у Натальи Ченадо — воспитателя с многолетним стажем Поплавского детсада Березинского района. Ведь выпускает кобринская фабрика «Полесье» многоуровневую стоянку со спускающимися с верхнего этажа машинками, трактор-каталку «Митю», джип с электроприводом и другие сложные и полезные игрушки. Другое дело, что только 15 процентов их объема остается на отечественном рынке.

Наталья Николаевна, как говорится, обеими руками «за», но в том, что они так уж сильно повлияют на увлечения малыша, сомневается:

— Сельские дети и так познают крестьянский быт и труд, копая с родителями картошку, сажая огород, ухаживая за живностью, они все берут из семьи, ежедневно общаясь и наблюдая за мамой и папой. Не секрет, что эти наблюдения не в пользу труда на земле. А скоро подрастающее в деревне поколение и вовсе не будет иметь представления, как доить корову. Вот в нашей деревне, теперь агрогородке, когда-то было два больших стада, а сейчас и десяти коров не наберется. Нашему детскому саду игрушки покупают, как правило, родители —  то, что считают нужным.  Я уже не припомню, когда на эти цели централизованно выделялись бюджетные деньги. Сельчане по понятным причинам выбирают то, что подешевле.

Чем заняты дети в саду, чем их увлекают — все зависит от воспитателя, убеждена заведующая отделом образования, спорта и туризма Столбцовского райисполкома Людмила Стонько:

— В сюжетно-ролевой игре можно показать все, что захочешь. Игрушки в саду подбираются по возрастам, их содержание меняется по мере развития ребенка. Дети от 5 до 7 лет уже не просто играют вместе, а определяют и описывают роли. Они могут быть различными: персонажи сказок, мультфильмов и комиксов, профессиональные, семейные, социальные. Я бы сказала, что на селе наполняемость игрушками лучше, чем в городе. По простой причине: коллекции лучше сохраняются, потому что меньше детей.  А деньги на разные приобретения бюджет выделяет по очередности. В последний раз игрушки покупали в 2014 году.

В детсадах, пожалуй, как нигде больше  понимают важность игры. С нового учебного года, к примеру, в одном из Вилейских садов начат инновационный проект по формированию личности ребенка через игру.

Как выбирают темы и образы производители, кто их утверждает и контролирует и как относятся к новости о психолого-педагогической экспертизе, мы узнали у гедиректора одной фирмы Аллы Лапик:

— Для познания сельской жизни в коллекции есть очень добрая молочная овца Бэки, другие забавные домашние животные. В продажах немалую долю занимают игрушки — символы года. У нас уже готова коллекция петушков — символа 2017-го. Эскизы нигде не утверждаются. В компании работает собственная лаборатория, где определяют, какие образы будут разрабатываться и производиться в определенный период. Мы как  производители имеем сертификаты качества, стандарты работы, репутацию на рынке. Все детские игрушки, и в том числе импортируемые, подлежат на сегодня обязательной сертификации, поэтому дополнительные экспертизы излишни.

— Способна ли игрушка силой своего эмоционального воздействия повлиять на будущее ребенка, скажем, на его профессию?

— Так прямолинейно я не высказывалась бы. Все же здесь воспитание, мнение родителей и многие другие факторы играют определяющую роль. Но то, что игрушка вызывает сильнейшие эмоции, несомненно. Родителям следует помнить, что предназначена она не только для развлечения. Играя, ребенок обязательно чему-нибудь учится.

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter