«Не стоит приоритеты подменять кампанейщиной»

ПРЕПОДАВАТЕЛИ кафедры экономики и организации предприятий АПК Белорусского государственного аграрного технического университета и депутаты-аграрии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь провели выездной научно-производственный семинар по проблемам развития отечественного агропромышленного комплекса. Своими впечатлениями делится участник этой дискуссии, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент БГАТУ Виктор ВАЛЬКО.

Когда же большинство руководителей сельхозпредприятий станут настоящими, рачительными хозяевами-менеджерами?

ПРЕПОДАВАТЕЛИ кафедры экономики и организации предприятий АПК Белорусского государственного аграрного технического университета и депутаты-аграрии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь провели выездной научно-производственный семинар по проблемам развития отечественного агропромышленного комплекса. Своими впечатлениями делится участник этой дискуссии, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент БГАТУ Виктор ВАЛЬКО.

Бюджетная благотворительность,

или Почему при солидных вложениях снижается рентабельность сельхозпроизводства?

— Участники семинара констатировали: достижения белорусского АПК за последние годы неоспоримы. Они создают прочный фундамент для дальнейшего устойчивого развития экономики страны. Вместе с тем, — подчеркивает ученый, — колоссальные вложения в агропромышленный комплекс позволяют надеяться на большее. Например, рентабельность производства зерна у нас снизилась с 82,4 процента в 1990 году до 14,7 процента в 2010 году. Несмотря на рост объемов валовой продукции АПК, достигший уровня 1990 года, по анализу Всемирного банка эффективность инвестиций в аграрном секторе республики вдвое ниже, чем в целом по экономике. Хотя бюджетная поддержка агрокомплекса в нашей стране значительно выше, чем во многих других государствах. Например, удельный вес сельского хозяйства в совокупных бюджетных расходах Германии составляет 2 процента, США — 3,7, России — 2,6, тогда как в Беларуси — 9 процентов.

Мы не совсем верно определяем приоритеты, подменяя их порой некоей кампанейщиной или ложными ценностями. Дескать, сосед делает так — и я пойду тем же путем. К сожалению, большинство руководителей сельскохозяйственных предприятий так и не стали настоящими менеджерами, что в нынешнюю пору развития АПК просто недопустимо.

Ложные приоритеты,

или Почему на второй план отодвинули бобовые?

— Мы проехали Минскую и Гродненскую области и везде на полях наблюдали однообразную картину: зерновые, кукуруза, рапс, — констатировал Виктор Валько. — Пусть простят меня любители этих культур. Я не против них, однако все должно быть в разумных пределах. Кукуруза — хорошая культура, но в ней мало белка и кормовая единица в 2—2,5 раза дороже по сравнению с многолетними бобовыми травами. Рапс — тоже неплохая культура, но она не восстанавливает плодородие почвы, как многолетние бобовые травы. В современных условиях постоянного роста цен на минеральные удобрения, пестициды, горюче-смазочные материалы сельский производитель может рентабельно работать только при сокращении расходов на производство сельхозпродукции. В первую очередь необходимо соблюдать севооборот — это основной закон для земледельца. У нас же удельный вес зерновых в севооборотах составляет 70—80 процентов, поэтому более 900 тысяч гектаров засевается по стерневым предшественникам. Между тем в опытах установлено, что даже при однократном размещении зерновых культур по стерневым предшественникам отмечается резкое увеличение засоренности посевов пыреем ползучим и другими многолетними сорняками, и для борьбы с ними приходится применять дорогостоящие химические препараты. Например, в 2011 году производные глифосата применялись на площади 1,5 миллиона гектаров. При соблюдении севооборотов мы могли бы снизить затраты на эти цели на сумму 26,4 миллиона долларов США.

Нам следует максимально использовать биологические факторы интенсификации земледелия. Среди них главное место принадлежит многолетним и однолетним бобовым культурам. Необходимо иметь 1400 тысяч гектаров многолетних трав, из них 1 миллион под бобовыми. Такая площадь под многолетними травами была у нас в 1990 году. Если принять среднее значение накопления симбиотического азота под бобовыми 250 килограммов на гектар, то по республике это составит 250 тысяч тонн биологического азота. Всего же мы потребляем ежегодно чуть больше 500 тысяч тонн минерального азота. Следовательно, 50 процентов минерального азота могли бы заменить биологическим.

Следует также иметь в виду, что «биологический азот» ценнее минерального — полностью исключаются затраты на хранение, транспортировку, внесение. Такой азот используется растениями полностью, не загрязняя поверхностные и грунтовые воды нитратами. Кстати, при производстве одной тонны минерального азота сжигается более 2 тонн топлива. Следовательно, мы еще экономим 500 тысяч тонн топлива на сумму более 420 миллионов долларов. Всего же по республике на нужды сельского хозяйства ежегодно расходуется более 1 миллиона тонн топлива. Получается, можно экономить его до половины.

Надо беречь гумус,

или Вопрос остается открытым: пахать или не пахать?

— О методе бесплужной обработки почвы неоднократно писала «Белорусская нива». Он по-прежнему вызывает много споров, даже неприязни. Но давайте оперировать фактами, а не эмоциями, — предлагает исследователь.

Применяемая в республике многооперационная технология обработки почвы, основанная на отвальной вспашке и многократных культивациях, требует больших энергетических затрат, способствует развитию водной и ветровой эрозии. Это снижает плодородие, усиливает негативные экологические последствия. Особенно вредна зяблевая вспашка, когда почва 7—8 месяцев в году находится без растительности и подвержена разрушительному воздействию воды и ветра. По данным Института почвоведения и агрохимии НАН Беларуси, с каждого гектара пашни ежегодные потери от эрозии составляют 16—18 тонн твердой фазы. Вместе с почвой безвозвратно теряются гумусовые вещества, азот, фосфор, калий, кальций.

Болезненны и потери гумуса. Для того чтобы их восполнить, необходимо вывезти на поля 8 миллионов тонн органических удобрений плюс 30 миллионов тонн для восполнения гумуса, разложившегося при возделывании сельскохозяйственных культур. Такого количества органических удобрений у нас нет, к тому же, чтобы его доставить на поля, потребовалось бы, как минимум, 253 миллиона долларов США. У наших хозяйств таких денег нет. Содержание гумуса на пашне в последнее время уменьшилось в 65 районах республики.

И это еще не все потери от плужной обработки. В условиях республики имеют существенное значение не только сроки сева, но и сроки основной обработки почвы. Исследованиями, проведенными в экспериментальной базе «Жодино» Смолевичского района, установлено, что перенесение сроков вспашки с августа на начало октября приводит к снижению продуктивности зерновых в среднем на 6 центнеров  с гектара. Между тем, по данным Минсельхозпрода, в оптимальные сроки в стране поднимается только 16 процентов из 2 миллионов гектаров зяби. Следовательно, остальная площадь обрабатывается позже оптимального срока. Потери зерна при этом превышают тысячу тонн. Объясняется это низкой производительностью плугов, дефицитом и высокой стоимостью горюче-смазочных материалов. В денежном выражении это выглядит так. Если взять среднюю стоимость одной тонны зерна 525 тысяч рублей, или 66 долларов, то потери составят 66 тысяч долларов.

Плуг необходимо применять при запашке многолетних трав, больших доз слабо разложившихся органических удобрений. В этих случаях его применение будет обоснованным.

Мировая практика земледелия и научные исследования, проведенные в нашей республике, доказали, что функции глубокой механической обработки почвы плугом вполне заменяются другими энергосберегающими и почвозащитными приемами, в том числе нулевой и минимальными обработками. Однако преградой к освоению и внедрению таких систем стали консерватизм и труднопреодолимый психологический барьер, который пока не в силах побороть в себе те, от кого зависит освоение новых технологий. С существующими системами земледелия мы зашли в тупик.

Все, у кого почтение к плугу еще не прошло, уверяют, что на фоне поверхностной, безотвальной обработки сильно возрастает засоренность полей. Хотелось бы в связи с этим увидеть хоть одно поле, очищенное с помощью плуга. Даже в Германии, на родине изобретателя плуга Рудольфа Сакка, за последние годы 75 процентов агроформирований перешло на поверхностную обработку почвы. Недостаток обработки полей плугами с оборотом пласта в том, что это глубокое вмешательство в жизнь почвы, вызывающее разрушение ее природного строения. В результате снижается способность почвы к биологическому саморегулированию.

Спор продолжается, или Где же истина?

— В нашей беседе вы привели немало неожиданных фактов. Значит ли это, что ваши замечания и расчеты будут взяты на заметку теми, кто определяет аграрную политику страны?

— Думаю, да. Позиция парламентариев от аграрного блока тому подтверждение. Знаю, что и в Правительстве заняты поиском оптимального решения вопросов эффективного ведения современного агробизнеса. Мы можем и должны сделать наше земледелие эффективным.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter