Минск
+14 oC
USD: 2.05
EUR: 2.28

Знаменитый фильм-катастрофа Александра Митты «Экипаж» отмечает в этом году юбилей

Не стареющий “Экипаж”

И спустя четыре десятилетия после выхода на экраны знаменитый кинороман Александра Митты любим зрителями.

Рабочим названием легендарного фильма Александра Митты “Экипаж”, вышедшего на экраны в 1979 году, было вполне невинное производственно-бытовое словосочетание “Запас прочности”. Однако снискать славу ему было суждено под другим именем. Картина Митты совершила определенную жанровую революцию в советском кино. До этого фильмов-катастроф наподобие американских блокбастеров а-ля “Аэропорт” советские кинематографисты не снимали. Уже позже появились другие образцы столь любимого зрителем жанра: “34-й скорый” и “Тревожное воскресенье”.  А как нам не любить фильмы-катастрофы, если, не выходя из дому, укутавшись в любимый плед, они позволяют нам пережить целую бездну эмоций?..


В своей книге “Кино между адом и раем” Александр Митта раскрыл почти все подробности создания своего фильма. Как уже во время съемок от роли сердцееда-бортинженера Скворцова вдруг отказался актер Олег Даль. Как одна накладка следовала за другой: однажды от полученного шока Александр Наумович прямо на съемочной площадке заснул — сработал известный психологам один из защитных механизмов психики. Предоставленный для съемок списанный Ту-114 сгорел мощно и красиво, но раньше времени — и сцену его гибели в пламени никто не снял. О том, как работники лаборатории “Мосфильма” настучали директору киностудии Николаю Сизову: “Митта ночью вместо съемок устраивает оргии и снимает их на камеру!..” А речь шла всего лишь о съемке любовной сцены между персонажами Леонида Филатова и Александры Яковлевой. Как отказался от участия в картине Алексей Петренко, потому что сколь угодно он мог сниматься в деревянной избе, а в “железной птице” как человек, тонко чувствующий связь с природой, не мог... Не увидели мы в фильме Николая Караченцова и Елену Проклову, на которых рассчитывал режиссер. Остается только удивляться его мужеству и терпению.

Однако фильм все же был снят, и его ждал триумф. Ничего подобного советские киноманы раньше не видели. Лента вызвала настоящий ажиотаж.

Ее посмотрели более
70 миллионов зрителей! Историю Митты публика в зале принимала за чистую монету и не могла сдержать вздоха восхищения. Глубокая проработка характеров, чарующая музыка Альфреда Шнитке, прекрасные актерские работы, узнаваемые коллизии советского быта, удивительные спецэффекты, легкая эротика — все сработало на успех блокбастера.

Уже позже режиссер объяснял подтекст своей картины, разгадать который многие и не пытались, “насыщаясь” только первым повествовательным слоем, удовольствием от сентиментальности, динамики и драйва. Первая часть — бытовая мелодрама с тремя параллельными историями, вторая — собственно, напряженное повествование о катастрофе. Если в первой части герои терпели поражение по всем пунктам, то во второй — одерживали победу. Это был их своеобразный человеческий, мужской и профессиональный реванш. “Кто же строит нефтезавод в горах? Подумайте сами!” — смеялся режиссер в своих интервью спустя несколько лет. Но, вооружившись древним голливудским принципом “Факты для драмы — ничто”, Митта сделал ставку на зрелище и победил. Вот этот реванш, осуществленный в сказке, был для него принципиальным. Хотя режиссер как никто понимал, что это всего лишь сказка.
Зрители смотрели “Экипаж” не один раз. Обворожительные стюардессы Наташа из мелодрамы Георгия Натансона “Еще раз про любовь” (Татьяна Доронина) и Лариса Ивановна из “Мимино” в исполнении Елены Прокловой получили достойную конкурентку Тамару, образ которой воплотила на экране Александ-ра Яковлева. Советские девушки с новой силой стали мечтать о лучшей профессии на земле — стюардессы.


Безусловно, Митта говорил о победе маленького человека над обстоятельствами и силами природы. Такие истории всегда востребованы. Увы, ему не дали снять поэтический финал, который он задумал. Персонаж Георгия Жженова — командир экипажа Андрей Тимченко — должен был умереть в картине. Ограничились тем, что он трогательно смотрит в небо, провожая взглядом самолет. Цензура придраться не могла: в чем-то такой финал был метафорическим, но и жизнеутверждающим. В кресле же командира экипажа сидел бодрый и спокойный среди бурь летчик Валентин Ненароков.

Актеры “Экипажа” до сих пор ходят на разные ток-шоу и рассказывают о съемках в картине. Несколько программ было посвящено непростой судьбе актрисы Ирины Акуловой, сыгравшей роль стервозной жены Ненарокова. Она живет в одиночестве в Кинешме Ивановской области. Александра Яковлева ушла из кино и сначала связала свою жизнь с авиацией, возглавив службу по управлению качеством и персоналом в аэропорту Санкт-Петербурга “Пулково”, а позже нашла себя в политике, также занимала один из руководящих постов в РЖД. В 2016 году сыграла чиновницу от авиации в ремейке “Экипажа” режиссера Николая Лебедева.

Создателям первой картины наверняка приятно, что и в юбилейный для нее год киносказка по-прежнему на слуху.

Минская знакомая


Александр Митта окончил ВГИК в 1961 году вместе с другими известными кинорежиссерами Ларисой Шепитько, Виктором Туровым, Маргаритой Касымовой. Творческая судьба Турова и Касымовой прочно связана с киностудией “Беларусьфильм”. Маргарита Наимовна продолжает активно преподавать в Белорусской государственной академии искусств на факультете экранных искусств.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...