В последние годы комиссионные магазины, антикварные салоны и блошиные рынки переживают ренессанс. Способствует этому не только интернет, через который торговля старыми вещами идет довольно бойко, но и неожиданный интерес к товарам из прошлого со стороны молодого поколения.
Дополнить историю
В столице есть несколько точек, где торгуют историей, которые стали очень популярны во многом благодаря тому, что здесь любят фотографироваться покупатели. Их можно понять: это не просто магазины, а полноценное пространство с ретроатмосферой. На огромной радиоле играет джаз, свет дают старые абажуры, а стены украшены фотопортретами позапрошлого века. Товар представлен так, будто это вовсе не товар, а часть продуманного интерьера. Лишь аккуратные бирочки с ценой указывают на то, что каждый может стать обладателем любой интересной вещицы.Здесь, кажется, есть все — от роскошной мебели из массива дерева до стеклянных шариков и шишечек на елку, выпущенных лет 70 назад. Медная кухонная утварь соседствует с керосиновыми лампами и хрустальными наборами, сотни фарфоровых фигурок выставлены рядом с расписными вазами, сервизы, подносы, зеркала, настенные часы, печатные машинки…
Тут же сотни виниловых пластинок. Рядом — десятки баночек с диафильмами в основном для детской аудитории, при них же проектор. Продают тут и старые открытки: пустые — по 3—4 рубля, а заполненные (и когда-то кому-то кем-то отправленные) — по рублю. Даже черно-белые фотокарточки незнакомцев тоже можно приобрести для украшения интерьера.
Вот и при мне девчата толпятся у фарфоровых чайных и кофейных пар — это, как поясняет продавец, один из самых ходовых товаров. Выбор огромен: можно найти симпатичные варианты как от европейский мануфактур начала ХХ века, так и от советских заводов, которые экспериментировали с формой и цветом.
И что самое интересное, редкий покупатель выходит из магазина с пустыми руками: хоть значок, хоть елочную игрушку, да приобретет! Магия вещиц с историей действует безотказно.
Хорошо забытое новое
Справедливости ради признаюсь: в моей квартире тоже полно так называемого старья — посуды, интерьерного декора, предметов быта. Правда, досталось это от старших родственников, а не было найдено на барахолках и в комиссионных магазинах.
Все началось три года назад с проигрывателя виниловых пластинок, который мне завещал дед. Его и раритетом, наверное, не назовешь (всего 40 лет). Таких экземпляров сегодня полно в продаже, цена — около 100 рублей. Но для меня ценность заключается прежде всего в воспоминаниях, которые связаны конкретно с этим проигрывателем. Пластинки Валерия Леонтьева, Анны Герман и Modern Talking переносят в беззаботное детство и напоминают о том, каким веселым и хорошим человеком был мой дед.
Спустя какое-то время в доме бабушки и дедушки мужа была случайно обнаружена внушительная коллекция винила. Эти пластинки хоть и постарше (1960-х), но в прекрасном состоянии. Причем советскую эстраду дополняют иностранные исполнители — от итальянцев и французов до японцев и китайцев. Вопрос, который интересует многих друзей, слушаем ли мы эту музыку на досуге. Да! Проигрыватель включаем чаще, чем телевизор. Характерный треск винила завораживает и кажется даже реалистичнее, чем современные умные колонки, которые говорят слишком предсказуемые вещи.
Вслед за проигрывателем в столичную квартиру из буфета деревенского дома перекочевал чайный сервиз. Тончайший фарфор со стильным зелено-золотым оформлением, как оказалось, был выпущен в советские годы в Минске. Долгие десятилетия он пылился за стеклом. «Чай пить? Жалко!» — рассуждала бабушка.
Но у нашего поколения совершенно иная логика: вещи умирают, когда ими не пользуются. Именно поэтому каждое утро без надуманных страхов достаем бабулины чашки. Так же поступаем с хрусталем, жостовским подносом, льняными скатертями — все это получило шанс на вторую жизнь после долгих лет ожидания.
Один из последних подарков от родственников — посеребренные столовые приборы. Вручили их нам в оригинальной упаковке со словами: «Совершенно новые. Только перекладывали из шкафа в шкаф». Учитывая то, из какого материала изготовлены вилки-ложки, время их не пощадило — за полвека они покрылись темным налетом. Чтобы привести наследство в порядок, понадобилось немало сил: мы боялись испортить, поэтому действовали предельно аккуратно. Но награда однозначно того стоила: сервировать стол такой красотой по праздникам — одно удовольствие!
Любопытное наблюдение: глядя на то, как энергично я взялась за возвращение к жизни семейной старины, мой младший брат решил последовать примеру. Пол в его комнате уже украшает мягкий ковер, который в нашем детстве висел на стене в доме бабушки. В данном случае чувство ностальгии переплелось с элементарным желанием сэкономить.
— Но перед этим я обошел с десяток магазинов с коврами, — признается брат. — И ни в одном не нашел чего-то, что было бы такого же высокого качества. Все-таки умели раньше делать вещи, которые буквально служат нескольким поколениям семьи.
Прошлое с добавленной стоимостью
Александр Кравченко, заместитель руководителя Центра поведенческой экономики MeMicroMacro, кандидат экономических наук, доцент:— Считается, что одна из основных причин, которая подталкивает покупать винтажные вещи, — эффект ностальгии. Причем игру на этом чувстве в наше время используют не только те, кто владеет комиссионными магазинами, но и современные бренды. Ретромаркетинг (он же ностальгический маркетинг) успешно применяют при продажах одежды, машин, продуктов питания и даже компьютерных игр — в совершенно новые товары закладывают связь с прошлым на уровне идей или дизайна и тем самым пытаются убедить потребителя сделать выбор. «Вкус, как раньше, мода, как раньше, качество, как раньше», — такие фразы в современной рекламе не редкость.
Но если возвращаться к покупке непосредственно винтажа молодежью, то у нее чувства ностальгии не может быть по определению. Что же тогда ею движет?
Потребление ряда товаров (особенно одежды) несет не только утилитарную функцию, но и сигнальную — через них молодые люди себя идентифицируют. В этом есть стремление проявить свою индивидуальность. Поэтому неудивительно и желание обладать чем-то уникальным, аутентичным. Винтаж в данном случае противопоставляется современным вещам массового производства. С другой стороны, определенную рамку для ретротоваров может задавать и старшее поколение, утверждая, что раньше одежда, предметы быта, мебель и прочее были качественнее, надежнее, в целом лучше. Даже если это не всегда было так, определенный образ все-таки формируется, и часть молодежи начинает не только верить, но и повторять эту идею.
Кроме того, мы склонны покупать истории. Эксперименты показывают: когда людям предлагают приобрести один и тот же товар, но первой группе рассказывают о нем историю, а второй — нет, то за историю готовы платить больше, чем за просто товар. Таким образом винтажные вещи за счет своего прошлого получают дополнительную ценность.
Также делая ставку на то, что когда-то было модным, молодежь выбирает менее рискованный вариант. Это проверено временем.
Важный нюанс: секонд-хенд и винтаж — это не одно и то же. И там и там присутствует желание выделиться и обладать чем-то особенным. Однако в покупках в секонд-хендах значительную роль играет экономия средств.
kurak@sb.by