Почему западные сельхозпредприятия обходятся без собственных агрономов, зоотехников, инженеров?

Не справки собирать, а профессионально консультировать

В агровуз за дипломом или знаниями? Как науке протолкнуть свои открытия в производство? Чем полезен для нас опыт Германии? Почему западные сельхозпредприятия обходятся без собственных агрономов, зоотехников, инженеров?



«СГ» не раз писала о подготовке кадров для АПК, их качестве, укреплении материальной базы учебных заведений. Для повышения их профессионального уровня сделано немало. Нужен лишь соответствующий контингент студентов, подбором которых должны заниматься руководители хозяйств и кадровые службы райсельхозпродов.

Однако при наметившихся положительных тенденциях в учебном процессе, улучшении качества подготовки специалистов традиционные подходы профессионального обслуживания сельскохозяйственных организаций не позволяют в полной мере обеспечить инновационное развитие аграрной отрасли. Кадровая проблема на селе как никогда актуальна.

ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 лет подготовлено около 48 тысяч специалистов с высшим образованием. В прошлом году по всем формам обучения получили дипломы о высшем образовании 2,6 тысячи человек, в т.ч. 427 агрономов, 249 зоотехников, 509 инженеров и 176 ветврачей. Но в полной мере вакантные должности сельскохозяйственных организаций специалистами не заполнены. К тому же уровень профессиональной подготовки некоторых выпускников вузов недостаточный, многие из них неспособны решать сложные задачи инновационного развития аграрной отрасли. Почему?

Исследования показывают, что большинство студентов аграрных вузов не собираются после учебы связывать свою жизнь с сельскохозяйственными организациями, у них нет ни желания, ни потребности учиться той же агрономии с полной отдачей. В большинстве случаев бесперспективны для АПК специалисты, подготовленные на платной основе. Как правило, их вообще не интересуют знания, а оплата за обучение — гарантия неприкасаемости, поскольку любой вуз заинтересован по максимуму сохранить такой контингент для привлечения финансовых средств. Качество подготовки здесь уже вторично.

Направление на работу получают лишь обучавшиеся на бюджетной основе, а это около четверти выпуска. Судьба остальных неизвестна, в большинстве случаев они не участвуют в производстве. Зачем же их учили? Почему при явном ежегодном перепроизводстве руководителями некоторых сельскохозяйственных организаций работают специалисты со средним образованием, а иногда — только практики. 

Попытки закрепить выпускников в хозяйствах предоставлением нового жилья, доплатами не всегда успешны. Недостаточно им в деревне хорошей квартиры, даже высокой зарплаты, нужны общение с равными себе по интеллекту ровесниками, нормированный рабочий день, возможность отдохнуть в выходные, перспектива дошкольного содержания и школьного обучения детей, квалифицированное медицинское обслуживание и т. д. Отсутствие всех этих факторов делает аграрные специальности малопривлекательными. Поэтому сельскохозяйственные вузы комплектуются по остаточному принципу за счет наименее подготовленных выпускников школ. 

Доплата молодым специалистам, безусловно, нужна. Но, с другой стороны, это социально несправедливо по отношению к тем, кто давно работает, формирует напряженность взаимоотношений между специалистами. Если опытный специалист отработал многие годы, внес определенный вклад в развитие хозяйства, то «дотируемые» его коллеги в большинстве случаев уходят после обязательной отработки. Тогда почему они должны иметь преимущество перед ветеранами, отдавшими лучшие годы своей жизни хозяйству? Полагаем, правильнее и более понятно будет оказание разовой помощи при поступлении молодого специалиста в хозяйство в виде установленного единого, достаточно значимого для всех социального пакета. 

Невысокая отдача и от специалиста, который отрабатывает административно установленный срок. Поэтому чем дольше такого человека против его желания будут держать в хозяйстве, тем большим будет ущерб. 

ВЫХОД из такой ситуации — пересмотреть практику профессионального обслуживания сельскохозяйственных организаций. Нигде в развитых зарубежных странах даже крупные сельскохозяйственные организации не содержат собственных агрономов, зоотехников, инженеров и работников других специальностей с функциями наших главных специалистов. Всю необходимую информацию на высоком профессиональном уровне производители сельхозпродукции получают в консультационных центрах. В различных странах они имеют многообразный статус, организационную структуру и систему финансирования. Полученная профессиональная информация реализуется отраслевыми менеджерами, применительно к нам — начальниками участков, бригадирами, заведующими фермами. Им достаточно образования на уровне соответствующего колледжа.

В Канаде, например, для информационно-консультационного обеспечения сельхозпроизводителей при правительстве действует специальная служба информационного обеспечения сельских регионов.

Но для нас наибольший интерес представляет консультационная служба Германии. Она имеет государственный и частный статусы. Консультационные услуги оказывают как бесплатно, в полной мере покрывая затраты государства, так и на платной основе — из доходов от предоставленных услуг. Так, в земле Баден-Вюртемберг преобладает государственная консультационная служба при земельном министерстве сельского хозяйства, которая координирует работу районных (окружных) бюро. Принимают консультантов на работу на конкурсной основе. 

Сеть частных консультационных бюро в этой стране представлена группами консультантов. Каждый из них работает самостоятельно. Частные бюро в основном обслуживают крупные сельскохозяйственные предприятия. Взаимоотношения между консультантом и хозяйством регулируются договором. Оплата труда повременная — пропорционально затраченному времени, проводится за счет обслуживаемого предприятия. 

Аналогичную модель профессионального обслуживания сельхозпроизводителей можно предложить и для Беларуси. Тем более что некоторые фермеры уже работают по такой схеме. Один из предлагаемых вариантов — придать статус консультационных центров районным управлениям сельского хозяйства и продовольствия, освободив их от некоторых функций. Собирать информацию могут органы статистики, контрольные функции выполнять Госконтроль, проводить проверки — санэпидслужба, ветнадзор и другие. В штате консультационного центра следует иметь минимум по два высококлассных специалиста одной профессии. Им можно установить гарантированный уровень бюджетной оплаты на уровне работников райсельхозпродов и дать возможность неограниченно зарабатывать пропорционально количеству договоров с обслуживаемыми организациями. В таком случае возникнет конкуренция между специалистами одной профессии. Победит в ней лишь профессионализм. 

Через информационные системы в каждой обслуживаемой организации можно будет вести книги истории полей, которых сейчас нет, грамотно планировать структуру посевных площадей и их сортовой состав, комплектовать поголовье и породный состав животных, анализировать работу машинно-тракторного парка, предлагать более эффективные методы хозяйствования. Тогда не наука будет «проталкивать» свои знания в производство, а работники консультационных служб станут в очередь в научно-исследовательские учреждения. 

ПРЕДЛАГАЕМАЯ схема профессионального обслуживания АПК, на наш взгляд, повысит статус специалиста-аграрника. Высокая зарплата, проживание в городской местности, нормированный рабочий день, другие блага обеспечат привлекательность сельскохозяйственных специальностей, изменят порядок формирования абитуриентов для аграрных вузов. А значит, отпадет и десятилетиями нерешаемая проблема закрепления аграрных кадров.

Но для создания высокоэффективной консультационной службы в аграрной отрасли практически пока нет специалистов. Их можно готовить из числа лучших специалистов райсельхозпродов и хозяйств по специальным программам. Это один вариант.

Другой — во всех аграрных вузах создать группы из числа лучших выпускников сельскохозяйственных учреждений среднего специального образования для подготовки по каждой специальности. Последний курс — обязательная зарубежная стажировка в наиболее развитых в аграрном отношении государствах.

К сожалению, обеспеченность отрасли аграрными кадрами в ближайшее время существенно не улучшится. Может получиться так, что без принятия превентивных мер профессионально обслуживать предприятия АПК будет некому.

Реализовать изложенные предложения непросто. Потребуются дополнительные средства на обустройство нового учебного процесса, прохождение практики, особенно зарубежной. Но любое большое дело всегда имеет начало. Потраченные средства на принципиальное совершенствование практики, профессиональное обеспечение сельскохозяйственных организаций окупятся многократно. 

Леонид КУКРЕШ, академик

Петр КАЗАКЕВИЧ, член-корреспондент НАН
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter