Когда ЛТП помогает завязать со спиртным

Не спиться с пути

Старший участковый инспектор Владимир Мудрагелов говорит, что некоторые возвращаются из лечебно-трудового профилактория другими людьми. Но была у него подопечная, которую он направлял в ЛТП шесть раз.
Кто они, пьющие? Как правило, неработающие, скандалисты, воришки. Ни уговоры, ни мольбы на них уже почти не действуют. Многие семьи только и могут спокойно вздохнуть, когда дебошир оказывается в лечебно-трудовом профилактории. Что нужно для эффективной борьбы с алкогольной зависимостью?

У  старшего участкового инспектора отдела охраны правопорядка Могилевского РОВД Владимира Мудрагелова территория обширная: десятки населенных пунктов. Иногда за день ему приходится проезжать до 130 километров. Из Семукачского сельсовета, говорит, сейчас четыре человека находятся в ЛТП. А в одной из деревень Заводско-Слободского сельсовета в доме живут три брата, которые за коммуналку не платят годами и регулярно отправляются на лечение по очереди.

Побывал в ЛТП и житель поселка Химница Сергей Цуморев — с июня 2016 года по март 2017-го, вернулся досрочно. Сергей — человек хозяйственный, работящий, но уж так получилось, что жизнь в какой-то момент дала сбой:

— Работал я заместителем бригадира — монтировал железнодорожные пути. Потом не прошел медкомиссию, был списан по состоянию здоровья. Пришлось идти на ферму животноводом. И тут огромное горе: один за другим, с интервалом в месяц, умерли родители. Я продал свой дом, чтобы помочь приемной сестре купить квартиру, сам перебрался на родительское подворье. Запил с горя и уже не мог остановиться. 10 прогулов накопилось. За это и поплатился.

Сергей немного недоговаривает. От его односельчан я узнала, что тогда же привел он в дом женщину, не раз побывавшую в ЛТП. Трезвыми они были редко. Итог — вдвоем их и отправили лечиться от алкоголизма. Вообще же, в лечебно-трудовые профилактории отправляют в редких случаях. Основания для этого должны быть очень серьезные. И понятно, что ехать туда никто особенно не горит желанием: одни пытаются обжаловать решение суда, другие уходят в бега, третьи «теряют» свои паспорта. Однако подобные ухищрения не действуют.

В ответ на мой вопрос, помогает ли лечебно-трудовой профилакторий бросить пить, Сергей пожимает плечами:

— У всех по-разному. Со мной там работал психолог, давали витамины. Но если честно, большую роль сыграло оказанное доверие: во время нахождения там я работал у фермера садоводом, спокойно выходил за территорию учреждения без сопровождения, ведь попал сюда впервые. Когда заполнял анкету, там внимательно изучили мою биографию, наверное, обратили внимание и на черты характера. А некоторых, кто выпивал долго и серьезно, на работу сопровождал сотрудник милиции, весь день наблюдал, чем они занимаются, приводил обратно. Были даже люди с шестью-семью «ходками», которым вообще доверяли только мелкую работу на территории, никуда не выпускали.

По мнению Сергея, немаловажна и изоляция от неблагополучного окружения, и то, что человек привыкает к определенному распорядку дня, дисциплине. Конечно, не редкость среди обитателей ЛТП и те, кто считает дни и минуты, чтобы выйти оттуда и напиться. Им, конечно, ничего не поможет. Ведь чудес не бывает: человек должен сам захотеть лечиться.
Сергей Цуморев был в ЛТП с июня 2016 года по март 2017-го, вернулся досрочно. Друзья о нем отзываются так: «Хозяйственный, работящий». Считает, что ему помогло избавиться от пагубной привычки то, что в него поверили. 

Сергей рассказал, что в ЛТП стал больше читать книг: «И стихи писать начал — о судьбе, о жизни». Теперь он не пьет. Но, конечно, далеко не у всех так получается.

Старший участковый инспектор рассказал, что была у него подопечная, которую он лично направлял в ЛТП шесть раз, а до него то же самое делал предшественник.

В последний раз ее освободили досрочно — достигла пенсионного возраста. Вернувшись, пропивала пенсию, накопился долг за коммуналку, из квартиры выселили. Конечно, можно было ограничить ее дееспособность, доверить распоряжаться ее деньгами кому-то из родственников, да только все близкие давно от нее отказались. Специалисты говорят, что не мешало бы на законодательном уровне предусмотреть подобную ситуацию, дать коммунальщикам право отправлять исполнительные листы по месту получения пенсии таких людей. Это поможет и сохранить жилплощадь нерадивым хозяевам, и коммунальным предприятиям получать деньги вовремя.

Кстати, многие побывавшие в ЛТП обижаются: почему оттуда выпускают досрочно беременных женщин и тех, кто достиг пенсионного возраста?! Разве будущим матерям не нужно вдвойне заботиться о здоровье — своем и будущего ребенка? И не вернутся ли на воле они опять к пьянке? Да и начинающему пенсионеру, еще достаточно крепкому, трудотерапия не повредит.

Владимир Мудрагелов считает, что ЛТП помогает также получить передышку близким алкоголика: часто матери и жены сами просят изолировать от них семейного скандалиста, который буянит, постоянно требуя денег на выпивку. Некоторые возвращаются из лечебно-трудового профилактория хоть и не полностью завязавшими, зато присмиревшими, боятся вернуться обратно, поэтому трудоустраиваются, не буянят. Но всегда находятся люди, на которых вообще ничего не действует, таким дорога только в ЛТП повторно.

Елена Шумейко, старший помощник прокурора Могилевской области, рассказала, что, к примеру, одного могилевчанина отправляли туда девять раз: «На моей практике это рекордсмен. Другая жительница Могилевской области в объяснительной, по какой причине выпивает, написала: «Пила, пию и пить буду». Немало тех, кто отправляется в ЛТП повторно. Но многим лечебно-трудовые профилактории помогают переосмыслить жизнь и начать ее с нового листа. А без ЛТП этого шанса у них бы не было.

КОМПЕТЕНТНО

Жанна Максименко, заведующая наркологическим отделением Могилевской областной психиатрической больницы:

— Несомненно, лечебно-трудовые профилактории помогают заново адаптироваться в обществе: возвращают навыки к самообслуживанию, труду. Что касается полного излечения от алкоголизма, ЛТП не всегда эффективны. Предпочтительней начинать лечиться на начальной стадии алкоголизма, причем пациент должен полностью осознавать, что у него есть проблема. Хорошие результаты дает работа с психотерапевтами, психиатрами-наркологами, психологами. Процесс длительный: нужно иметь в виду, что стабильная ремиссия наступает только через 3—5 лет после полного отказа от алкоголя.

КАТЕГОРИЧНЫЙ ОТВЕТ

Профильная парламентская комиссия начала обсуждение изменений в Закон «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них». Поправки депутаты планируют рассмотреть в первом чтении уже на предстоящей весенней сессии.

Для тех, кто направлялся в ЛТП три раза и более, минимальный срок пребывания в таких учреждениях могут увеличить по решению суда с одного года до двух, передает БЕЛТА. Член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Александр Данченко рассказал, что в проекте закона предлагается для лиц, попавших в такие учреждения впервые, создать более мягкие условия, чем для ранее судимых, а также направленных в ЛТП во второй и последующие разы. В частности, для второй категории могут сократить продолжительность личного времени с трех до одного часа. Также для них может быть уменьшена жилплощадь на одного человека в спальном помещении с 2,5 до 2 кв. м и в соответствии с нормами для содержащихся в исправительных учреждениях, изменено количество разрешенных к получению посылок, передач, бандеролей и мелких пакетов.

Упомянул депутат и еще одну категорию граждан, которые будут размещаться отдельно. Это люди, добровольно изъявившие желание на лечение от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании.

Подготовка правовых изменений направлена на корректировку действующего закона в части приведения его в соответствие с Декретом № 3, который вводит новое понятие — трудоспособные неработающие граждане, ведущие асоциальный образ жизни. Ведь именно таких направляют в ЛТП.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter