Не спешите верить виртуальной панацее

Штрафы за ненадлежащую рекламу лекарств собираются ужесточить

Покупка товаров через интернет сделала нашу жизнь удобнее. Правда, есть в этом и минусы. Например, думая о качестве приглянувшегося товара, мы всецело полагаемся на добросовестность продавца. Не вызывает особых сомнений и реклама — раз пробилась через фильтры госрегулирования, значит, достоверная. Между тем в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) обращают внимание: в прошлом году 54% всей выявленной ненадлежащей рекламы размещалось именно в интернете. 


Ушлые рекламодатели считают, что во «всемирной паутине» легко затеряться и сложно быть обнаруженным. Не говоря уже о том, чтобы что-то доказать. Напрасно, уверяют в МАРТ. И предупреждают: сомнительную информацию, которая размещается на сайтах и в соцсетях, специалисты все равно идентифицируют. Особое внимание при этом уделяется недостоверной рекламе и незаконной продаже через интернет лекарственных средств и БАДов. Например, в нынешнем году был ограничен доступ к двум сайтам, где размещалась информация о чудодейственных препаратах. Столько же сайтов временно закрывалось и в прошлом году. Тогда же удалось заблокировать два сайта, торговавшие липовыми больничными. 

Больше всего работы было в 2015-м, когда удалось приструнить даже зарубежные порталы, которые и для нас рекламировали чудо-лекарства и предлагали купить начатые упаковки. Так что МАРТ часто приходится напоминать: в первую очередь ответственность за размещение ненадлежащей рекламы лекарственных средств несет распространитель рекламы. В интернете это владелец сайта. Ответит, конечно, и рекламодатель. Для юрлиц предусмотрен штраф в размере 20—50 базовых величин, для индивидуальных предпринимателей — 10—40 базовых величин. 

На заметку гражданам, продающим через соцсети «лишние» медпрепараты: такие действия тоже чреваты штрафом в пределах 5—30 базовых. На подобные подходы к проблеме ориентируются в странах СНГ.

В настоящее время обсуждается повышение размера штрафов за рекламу препаратов с якобы лечебными свойствами и рекламу, не согласованную с Минздравом. Планируется, что для юридических лиц штрафы будут составлять от 40 до 200 базовых величин, для ИП — от 30 до 100 базовых, для физлиц — от 10 до 50. Ужесточение начальник сектора контроля за рекламой управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик объясняет тем, что от недостоверной рекламы медицинских изделий, как ни крути, во многом зависит здоровье населения. 

Кстати, по данным Всемирной организации здравоохранения, чаще всего через интернет незаконно продаются средства для похудения и улучшения потенции. С такими деликатными проблемами отважится идти в поликлинику не каждый, тем более когда есть такой удобный вариант самолечения. Правда, и пенять в случае чего придется только на себя. Начальник управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Минздрава Людмила Реутская вспоминает случай, когда специалисты обнаружили рекламу препарата для борьбы с лишним весом, который сняли с производства из-за возникающих осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. Причем, как правило, стоят такие настои заметно дороже того, что предлагают аптеки. И люди готовы платить. Но когда назначаешь валерьянку, некоторые не прочь раз двадцать переспросить, какая будет дешевле и каковы ее побочные действия, разводит руками замначальника главного управления организации медицинской помощи — начальник отдела первичной медпомощи Минздрава Людмила Жилевич.

Если интернет с его ловушками нацелен на активных людей, то своя «паутина» есть и для пенсионеров. Они по-прежнему доверяют печатному слову и по рукам передают издания с «народными рецептами», где рассказывается о том, как каплями можно вылечить сахарный диабет. Говорят, кому-то даже помогло. Эффект плацебо никто не отменял, вздыхают медики. Но просят прежде подумать: стоит ли выкладывать баснословные деньги, чтобы испытать на себе эффект неизвестно откуда взявшихся порошков и пилюль?

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Загрузка...
Новости