Рекомендации МАРТ по поводу самых распространенных жалоб потребителей

Не спешите расстраиваться

Что можно противопоставить хитрым и агрессивным продавцам: рекомендации ­МАРТ


Остап Бендер, по его же словам, знал «четыреста сравнительно честных способов отъема денег». Потребители XXI века зачастую сталкиваются с такими ухищрениями продавцов товаров и услуг, о которых литературный великий комбинатор и не подозревал. В преддверии отмечаемого 15 марта Дня защиты прав потребителей мы узнали, с какими проблемами, касающимися взаимоотношений покупателей и продавцов, наиболее часто обращаются в Министерство антимонопольного регулирования и торговли граждане. И выслушали рекомендации начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Инны Гаврильчик.

1. Агрессивные презентации

Вот уже несколько лет остается актуальной проблема приобретения товаров на презентациях. Люди приходят, им рассказывают о преимуществах товара, всячески опекают, стараются создать лояльное настроение, но торопят с совершением покупок.


— Вы ничего не должны организаторам и ничего не обязаны покупать на таких презентациях, несмотря на обещания подарков или якобы очень низкую цену именно в этот день. Я рекомендую всем потребителям: захотелось вам сходить — сходите, послушайте. Нравится товар — возьмите паузу, сразу не покупайте. Поверьте: эти продавцы будут работать и завтра, и послезавтра. Советую также поговорить с близкими родственниками, попросить их поискать такие же изделия в интернет-магазинах. Зачастую оказывается, что на презентациях товар продается значительно дороже, чем в других местах.

2. Интернет-магазин меняет ценник

Немало жалоб на то, что интернет-магазины увеличивают стоимость товара после подтверждения продавцом заказа.

— Проблема возникла после того, как люди начали больше находиться дома в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и стали чаще делать заказы. Некоторые продавцы воспользовались этим в корыстных целях. В данном случае налицо нарушение прав потребителя, поскольку договор считается заключенным, как только интернет-продавец подтвердил заказ. Это значит, что стороны уже договорились о цене. Поэтому продавец обязан продать потребителю товар в строгом соответствии с начальной договоренностью.


3. Покупки в социальных сетях

Товары нынче активно продают через социальные сети. Многие покупатели считают, что и в этом случае они защищены Законом «О защите прав потребителей».

— Это не так. Покупка в социальных сетях, если нет активной ссылки на официально зарегистрированный и легально работающий интернет-магазин, — это покупка не у продавца, который упоминается в Законе «О защите прав потребителей», а у частного лица. На такие взаимоотношения данный закон не распространяется, и возникающие между сторонами проблемы придется разрешать только в судебном порядке, если иное не представляется возможным. По жалобам, которые поступают в ­МАРТ, мы видим, что те, кто реализует товары в социальных сетях, особенно в Instagram, после факта продажи исчезают: не отвечают ни в Viber, ни по телефону. Поэтому трижды подумайте, прежде чем совершать покупку товара через соцсети.

ФОТО АЛЕКСЕЯ ВЯЗМИТИНОВА.

4. «Мы к вам вот по какому делу»

Неистощима фантазия организаций, оказывающих так называемые услуги на дому. Это когда по квартирам ходят представители различных компаний и предлагают установить фильтры для очистки воды, прочистить вентиляцию, отрегулировать оконные механизмы, заменить электроавтоматы. Причем наименования большинства организаций созвучны названиям государственных структур, особенно впечатляет приставка «Бел» в начале слова. Разговор визитеров с потребителями строится таким образом, что у людей создается впечатление, будто государственная организация выполняет обязательную работу, а отказать ей никто не имеет права.

— Стоимость подобных услуг достаточно высокая. И хотя нарушения в этом нет никакого, поскольку у нас свободное ценообразование в данной сфере, люди думают, что предлагаемые работы надо делать немедленно, и заключают договоры. На самом же деле, если есть вопросы по вентиляции, то проблемы решаются бесплатно, когда проходит обязательная проверка. Либо та же услуга в организации, обязанной выполнять данные работы по законодательству, стоит значительно дешевле. С фильтрами ­МАРТ уже разбирался. Нам сообщили, что водопроводная вода на территории Беларуси соответствует всем требованиям безопасности, поэтому установка таких приборов — дело добровольное. Замена электроавтоматики, если устройства находятся в исправном состоянии, проводится исключительно по желанию потребителей. 

Обращаюсь к пожилым людям, которые часто находятся дома в дневное время. Не спешите заключать такие договоры, что бы вам ни говорили. Лучше позвоните на горячую линию Министерства жилищно-коммунального хозяйства и уточните, направлялись ли такие специалисты и должны ли проводиться такие обязательные работы.

5. Скидки не для всех

Цена на товар со скидкой на полке в магазине значительно крупнее, чем обычная цена, но при этом скидка предоставляется не всем. Например, товар можно приобрести только при наличии карты лояльности либо при соблюдении каких-либо других условий.

— Налицо не очень добросовестное поведение продавцов. Поэтому пришлось принимать меры по внесению изменений в законодательство. 2 апреля 2021 года вступит в силу норма, предусматривающая, что шрифт, которым будет указываться цена со скидкой «с условиями», должен быть меньше шрифта с ценой, одинаковой для всех. Будем надеяться, что эта норма позволит исключить случаи введения потребителя в заблуждение.


Покупатели сталкиваются и с другой проблемой. На магазинной полке они видят одну цену на товар, а когда подходят к кассе, выясняется, что товар стоит дороже. Законодательство уже сейчас устанавливает, что продавец обязан продать покупателю товар по той цене, которая указана на ценнике. Исключение — если на кассе товар оказывается дешевле, чем предполагал потребитель. 

В 2020 году Министерством антимонопольного регулирования и торговли Беларуси и гор-, райисполкомами было рассмотрено 9707 обращений потребителей (в 2019 году — 10 908). Около трети всех обращений касались работы торговли, 27 процентов — сферы ЖКХ, 23 процента — оказания платных услуг.
Если на предъявляемые претензии продавец не реагирует, то можно обратиться за помощью в местные органы власти — либо по месту своего жительства, либо по месту нахождения интернет-магазина, то есть продавца.
nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter