Дом престарелых для родного человека — в каких случаях это можно назвать заботой?

Не спешите осуждать

Когда Лариса Михайловна приняла решение определить своего 88-летнего отца в частный дом престарелых, в кругу родственников пошел ропот возмущения: бессовестная дочь, так отблагодарила родного человека за все хорошее, что она имеет в жизни. Позарилась на их общую двухкомнатную квартиру, давно хочет ее продать, купить однушку, а остаток суммы отдать дочке и зятю на строительство дома. Аргументы женщины, которая в свои 54 года работает на полторы ставки и пока не имеет возможности перевестись на неполную занятость, никто не захотел слушать. Единогласно вынесли вердикт: виновна.

«Чужих в доме быть не должно»

— Если подразумевать под близкой родней двоюродных и троюродных сестер и братьев, тетушек, племянников, получается большая семья — в клане не меньше 20 человек. Но со своим стареньким папой я осталась один на один, ведь у каждого своя жизнь и никто не обязан мне помогать, — рассказывает Лариса Михайловна. — Дочка вышла замуж и уехала жить в Россию, сейчас нянчится с полуторагодовалыми близняшками. Она, конечно, приезжает в гости, но редко. К тому же из-за пандемии я не видела ее уже два года. Связываемся по Skype. Отец тоже активно общается с внучкой в режиме онлайн.

Проблема в том, что в последние годы папа начал сильно болеть — то сердце прихватит, то простудные заболевания, которые постоянно приводят к воспалению легких. После коронавируса и вовсе ослаб: первые недели даже встать с кровати в туалет у него не было сил, я ему специальные памперсы одевала. Рядом на тумбочке все лекарства, телефон, пульт от телевизора. Сама кручусь на работе по 10 часов каждый день, а как иначе? Жить ведь за что-то нужно — и сама вроде бы еще не старая женщина, хочется и принарядиться, и позволить себе хотя бы раз в два года куда-нибудь на недельку к морю съездить, и дочке как-то помочь финансово, и на грядущую старость что-то отложить. А пенсии отца на многое не хватит.

Год назад решилась взять в дом квартиранта. На условиях, чтобы он хотя бы немного помогал папе в течение дня, пока я на работе. Естественно, брала за аренду сущие копейки. Мы с папой в одной комнате, благо она 21 квадратный метр, хватает для двух спальных мест, а паренек-студент — в другой. Но долго квартирант не выдержал, говорит, у дедушки характер — врагу не пожелаешь. Папа и в самом деле пилил его за крошки на столе, свет в комнате, без приглашения мог зайти к нему и начать читать нотации, как правильно нужно складывать вещи в шкафу, что покупать новый смартфон — это дурость, нужно починить старый. А паренек этот и на улицу его выводил, и даже памперсы помогал менять. Очень мне обидно было, когда он съехал. Больше папа таких экспериментов не захотел категорически: по его словам, чужих людей в доме быть не должно. Даже если это нанятая сиделка. Одна женщина приходила — он ее прогнал, мол, шарит по тумбочкам. Вряд ли это было правдой.

Тяжелый моральный выбор

— А несколько месяцев назад отец начал терять память, — делится Лариса Михайловна. — Врач говорит, такое в старости сплошь и рядом случается, надвигается деменция. Папа может включить конфорку газовой плиты и забыть зажечь огонь. Или вдруг пойдет посидеть на лавочке возле подъезда, а вернется в другой дом, соседний. И долго будет недоумевать, почему ключ не подходит к дверному замку. В целом он соображает хорошо, цитирует наизусть стихи Бродского, Ахмадулиной, до мелочей помнит, что и когда происходило с ним в прошлом, а вот с настоящим — прям беда становится. До реальных проблем еще, к счастью, далеко, он не в том состоянии, когда человек не способен отвечать за себя, за свои поступки. Но ему уже требуется постоянный присмотр. Это значит, что мне нужно не на полторы ставки работать, а в лучшем случае переходить на 0,5. Но я не представляю, как прожить на эти деньги вдвоем.

Родственники, которые меня так осуждают, никакой помощи не предложили. Хотя я была готова даже платить своим многочисленным двоюродным племянникам за то, что они будут хотя бы в течение четырех часов находиться рядом с папой. Но кому нужно возиться со старым больным человеком? Вот и пришлось искать вариант хорошего социального учреждения, увы, достаточно дорогого. Однако мне было важно, чтобы там было комфортно, уютно, почти как дома.

Конечно, сначала был скандал: папа кричал на меня, что больше у него нет дочери, что я — позор его седин, что покойная мама проклянет меня с того света. Но потом, увидев картинки в интернете, призадумался. Согласился съездить, посмотреть. И вы знаете, ему понравилось. Тем более что мы договорились: с понедельника по пятницу он живет там, а все выходные, праздники и мой отпуск проводит дома.

Прошло уже несколько месяцев, как папа переехал, пока — только бы не сглазить! — все довольны. Он себе там — не поверите! — даже даму сердца завел. Ходят два старичка под ручку, персонал умиляется. Но домой его, конечно, тянет. Приедет — стены целует, гладит комод в прихожей, разговаривает с вещами: «Ну как вы тут без меня, часики родненькие, все тикаете?» Я смотрю на это и слезами обливаюсь втихую. Знаете, никогда раньше не задумывалась над этим, а теперь понимаю, как важно иметь хотя бы нескольких детей и побольше внуков, которые будут рядом в старости. Потому что одиночество — когда или вообще никого из близких не осталось, или они слишком далеко — вынуждает нас рано или поздно делать тяжелый моральный выбор…

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА


Екатерина САПЕГО, кандидат психологических наук, психолог РОО «Белорусское общество психологов» и ОО «Белорусская ассоциация психотерапевтов», доцент кафедры возрастной и педагогической психологии БГПУ имени М. Танка:

— Близким родственникам можно рассмотреть вариант с домом престарелых в случае наличия затруднений у пожилого человека с самообслуживанием, когда за ним необходим постоянный присмотр и его нельзя оставить дома одного. Поскольку это становится просто небезопасным. Например, когда у родственника возможны потеря сознания, периодическая потеря памяти или необходимо медицинское обслуживание, пусть даже самое простое.

Зачастую взрослые дети работают или ухаживают за своими маленькими детьми, поэтому не в состоянии постоянно находиться дома и оказывать поддержку своим пожилым домочадцам. В таких случаях определение родственника в дом престарелых будет вполне обоснованно. К тому же это не означает, что пожилого человека бросают и оставляют без внимания. Его можно посещать в доме престарелых по выходным или несколько раз в неделю, когда есть свободное время.

Плюс ко всему такой подход, наоборот, говорит о заботе и проявлении внимания к близкому родственнику, ведь такие дома престарелых часто платные. А это означает, что пожилой человек получит возможность не только находиться в кругу своих сверстников, с которыми всегда найдутся общие интересы, но и быть под круглосуточным присмотром — накормленным, досмотренным, не забывающим вовремя принимать лекарства. Ведь в семьях часто бывает так, что дети и внуки вырастают, отделяются и живут своей жизнью. А бабушкам и дедушкам не с кем поговорить, поделиться своими переживаниями и воспоминаниями. В итоге они остаются один на один со своими мыслями, что может привести к депрессии и подавленному состоянию, которое не лучшим образом сказывается на их физическом самочувствии. А во многих домах престарелых обычно прекрасно организован досуг для пожилых: концерты, прогулки, тематические вечера. Так что скучать им вряд ли придется.

Конечно, если пожилой человек находится в здравом уме, лучше предварительно все согласовать с ним и сделать переезд добровольным. Это позволит в дальнейшем избежать ненужных обид и разногласий. Или же оговорить пробное размещение, и если проживание в доме престарелых придется родственнику не по вкусу, забрать его оттуда и искать другие варианты. Например, нанять сиделку. Такие услуги на вполне доступных финансовых условиях предоставляют наши центры социального обслуживания населения в каждом районе.


В ТЕМУ

Не бойтесь осуждения окружающих

— В качестве примера приведу поучительную историю, которая произошла с женщиной 85 лет, — говорит Екатерина Сапего. — Она жила со своей взрослой работающей дочкой. Со временем здоровье женщины ухудшалось, целыми днями она скучала одна у окна, не выходя на улицу и дожидаясь возвращения дочери с работы. А порой и просто лежала на кровати. Однако дочь очень уставала на работе и общаться с матерью долго по вечерам ей уже было трудно. К тому же за пожилой женщиной требовался постоянный уход: у нее болели ноги, передвигалась она с большим трудом, постоянно подскакивало давление и барахлило сердце.

Однажды дочь вернулась домой и застала мать на полу. Оказывается, она упала и потеряла сознание, а когда пришла в себя, встать самостоятельно не смогла. Дочка, конечно, испугалась. И после этого было принято решение определить мать в дом престарелых — хотя бы на время (месяц или два). А там видно будет: понравится — не понравится.

Вскоре после переезда матери в дом престарелых дочь решила навестить ее и посмотреть, как она проводит там время. И была поражена переменам: голос матери заметно повеселел, выглядела она бодрой. Как будто в санатории очутилась.

Конечно, дом престарелых они выбрали хороший, с качественным обслуживанием, недалеко от города. Матери очень понравилось заботливое отношение персонала, наличие сверстников, с которыми можно обсудить разные темы и окунуться в воспоминания о прожитых годах, рассказать им о достижениях детей и внуков.

Отсюда можно сделать вывод, что не нужно бояться мнения и осуждения окружающих. Лучше действовать по обстоятельствам и взаимному согласию. Тогда есть шансы даже в определенной степени качественно улучшить остаток дней своих пожилых родственников. За что они вам могут быть в итоге даже признательны.

КСТАТИ

Разница в менталитете

Почему у большинства людей в Беларуси сформировалось негативное отношение к домам престарелых? Мы априори осуждаем тех, кто определяет туда своих родственников, часто даже толком не разобравшись в причинах. При этом во многих западных странах доживать свой век в социальном учреждении, где заботятся о престарелых пациентах, считается в порядке вещей. Чем обусловлен такой полярный подход? Разницей в воспитании?

— Скорее разницей в менталитете, — высказывает свою точку зрения Екатерина Сапего. — В постсоветских и восточных странах куда больше распространены семейственность, взаимная поддержка и близкие взаимоотношения между членами семьи и разными поколениями. Все заботы и хлопоты, болезни и радости у нас принято разделять с родственниками. Так повелось с древних времен и в большинстве семей остается до сих пор.

Поэтому чаще всего в нашей стране пожилых людей (родителей, супругов) досматривают дома самостоятельно. Или же, если того требует состояние здоровья стариков, их кладут в больницу (обычно лишь на необходимое время).

У нас сложился стереотип: если человек определил, например, свою маму в дом престарелых, то он плохой сын (или дочь) — не заботится как следует о своем родителе и пытается от него таким образом освободиться. Хотя на самом деле это может быть совершенно не так, ведь у каждого — своя семейная история, свои аргументы.

На Западе же услуги домов престарелых достаточно распространены, и считается в порядке вещей определять туда своих пожилых родственников. Это ни в коей мере не предосудительно. Как и нанять сиделку, которая будет стирать, убирать и готовить, оказывать элементарную медицинскую помощь. У нас же обычно это делают дети или внуки пожилого человека.

lvk@sb.by

Фото pixabay.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter