Не сотвори себя кумиром

К президентским выборам 2006 года оппозиция начала активно готовиться несколько месяцев назад.
К президентским выборам 2006 года оппозиция начала активно готовиться несколько месяцев назад. С тех пор о своих амбициях на роль «единого» заявили с десяток «спасителей нации». Но договориться между собой о том, кому именно должна принадлежать «желтая майка» лидера этой политической гонки, они по–прежнему не могут. Даже лояльные к оппозиции аналитики вынуждены констатировать, что генеральный план выдвижения единого кандидата в президенты продолжает разваливаться на глазах.

Иначе быть и не могло. Как это ни смешно звучит, но сценарий избирательной кампании 2000 — 2001 года повторяется. Не знаю, что за этим стоит: большие деньги или элементарное непонимание того, что президентские выборы это не только «процедурный вопрос», но каждодневная кропотливая работа на благо людей. Остается только умиляться такой уверенности в том, что будущий «спаситель нации» обязательно будет подхвачен народными массами и вознесен на вершину славы. Те же пресловутые рейтинги популярности у представителей оппозиции по–прежнему низки и находятся в пределах статистической погрешности. Например, у председателя ОГП Анатолия Лебедько и экс–депутата Валерия Фролова — 1,4 процента, у Станислава Шушкевича — 1 процент. У остальных — и того меньше. Скажем, у новоявленного лидера оппозиции Александра Козулина, которого уже называют «одним из самых сильных конкурентов Александра Лукашенко на выборах–2006», этот рейтинг составил 0,7 процента...

Говоря о подготовке оппозиции к будущим выборам, нельзя не обратить внимания еще на одну немаловажную деталь: новых имен в списке потенциальных лидеров вы не найдете. И в этом нет ничего удивительного. Люди, которые сегодня считают себя лидерами оппозиции, — это политики вчерашнего дня, карьеристы–неудачники.

Политическая карьера, например, того же Анатолия Лебедько в этом смысле очень показательна. Это сейчас его знают как председателя Объединенной гражданской партии. И именно его многие считают самым активным деятелем оппозиции. Между тем мало кто помнит, что в прошлом он комсомольский функционер. В 1994 году был активным участником предвыборного штаба кандидата в президенты Александра Лукашенко, и посему, надо полагать, примерялся к некоторым большим кабинетам. Но официальные должности — не фантики, чтобы раздавать налево-направо. Покажи себя... Возможность такую дали — поработать советником и представителем Президента в Верховном Совете. Правда, на общественных началах. Можно вполне предположить, что обида — мол, недооценили — и привела в оппозицию г-на Лебедько. В 1995 году, после того как он был избран депутатом Верховного Совета 13–го созыва, стал активным противником политики Александра Лукашенко. Где–то в это же время он вошел в состав Объединенной гражданской партии. Позже Лебедько в числе некоторых других депутатов ВС не признал итоги ноябрьского референдума 1996 года по изменению Конституции и не перешел в сформированное Президентом Национальное собрание.

В чем–то схожа судьба и Александра Войтовича — в прошлом председателя Совета Республики Национального собрания и президента Национальной академии наук. Начиная с 2000 года он достаточно активно проводил политику Президента. Еще бы, ведь именно в этом году он был избран членом Совета Республики (причем был избран по квоте Президента), где стал спикером. Официально в июле 2003 года Александр Войтович сложил полномочия председателя Совета Республики в связи с достижением пенсионного возраста, а на эту должность был избран бывший Премьер–министр страны Геннадий Новицкий. Однако пресса в то время достаточно много писала о том, что Александр Войтович стал позволять себе резкие, а порой откровенно оппозиционные высказывания по поводу действий власти. Для человека команды, занимающего столь высокий государственный пост, подобное было по меньшей мере неэтично. Но проводили его на пенсию достойно — тихо и без шума. Впрочем, как это, к сожалению, нередко случается, отдохнул, осмотрелся, и потянуло на старости лет человека «на баррикады». Кто–то связывал резкие перемены в его политических взглядах с намерением начать собственную политическую карьеру. Так или иначе экс–спикер Совета Республики Войтович пока не сделал ни карьеры политика, ни депутата (в парламентских выборах он не участвовал). Но при этом потерял весь тот политический багаж, который накопил за годы работы в органах власти.

А чем, любопытно, обидела власть Владимира Нистюка — первого заместителя председателя Белорусской социал–демократической партии «Грамада»? В свое время он работал ведущим контролером инспекции Контрольной палаты по Гродненской области в 1993 — 1994 годах. Спустя некоторое время пошел на повышение — занимал должность и.о. начальника управления контроля органов исполнительной власти Службы контроля. Был депутатом Верховного Совета 13–го созыва. Перешел в оппозицию Президенту накануне общественно–политического кризиса осенью 1996 года. Вероятно, здесь Нистюк так же, как и некоторые его коллеги по оппозиции, стратегически просчитался, сделал не ту ставку...

Этот список можно было бы продолжить, назвав еще ряд персон белорусской оппозиции, которых считают в этой среде ключевыми фигурами. Можно вспомнить и об упоминавшихся здесь Станиславе Шушкевиче и Александре Козулине, но приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы понять, что эти люди озабочены не столько будущим страны, сколько собственными амбициями.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter