Не сотвори себе проблему

В спорах о плюсах и минусах перехода на 12-летний срок обучения и 10-балльную систему оценки знаний - в общем-то косметических новшеств, по большому счету не влияющих ни на качество знаний, ни на уровень воспитанности учеников, - суть школьного реформирования отошла на второй план.
В спорах о плюсах и минусах перехода на 12-летний срок обучения и 10-балльную систему оценки знаний - в общем-то косметических новшеств, по большому счету не влияющих ни на качество знаний, ни на уровень воспитанности учеников, - суть школьного реформирования отошла на второй план. А заключается она в коренном изменении содержания образования. И, между прочим, именно за этим стоят огромные финансовые затраты на разработку и внедрение новых учебных планов и программ, учебников и пособий, переподготовку педагогов для работы в иных условиях.

До начала реформы дети получали обязательное базовое 9-летнее образование. И хотя по отдельным предметам эти 9 лет изучались не все темы (например, атомная и ядерная физика предлагалась для постижения в 11-м классе), особого беспокойства это ни у кого не вызывало. Ведь в дальнейшем школьники переходили в 10-й класс либо поступали в ПТУ или техникум. Такой подход устраивал всех. Сегодня же решено поменять содержание всех школьных программ и учебников, в усеченном виде "втиснув" 11-летний объем знаний в рамки базовой школы (согласитесь, это гораздо серьезнее замены пяти баллов десятью!). Делается это на том основании, что, дескать, немало выпускников базовой школы выходят в самостоятельную жизнь с незавершенным образованием, то есть постигнув не все предметные темы, а значит, к этой самой самостоятельной жизни оказываются не подготовленными. А коль так и детей, получающих только базовое образование, много, то просто необходимо дать им по всем предметам завершенный объем знаний...

На мой взгляд, нас просто обманывают. Судите сами: к моменту начала школьной реформы всего лишь полпроцента выпускников базовой школы не продолжили дальнейшее обучение в год выпуска. И это не говорит о том, что они не пошли учиться через год или два. Может, к настоящему времени ситуация ухудшилась? Нет, строгая статистика утверждает, что в 2002 году не продолжили образование в год выпуска всего 240 детей (0,16 процента). Причем никто не выяснял, могут ли, а главное, хотят ли эти дети сами учиться дальше... Справедливости ради отмечу, что в наших ПТУ не получают общее среднее образование 5 процентов выпускников. Но ведь это не показатель. Достаточно было разрешить проблему получения общего среднего образования для всех учащихся ПТУ, желающих его постичь, параллельно разработав вариант для оставшейся незначительной части выпускников базовых школ, и вопрос о незавершенности образования был бы закрыт. Причем безболезненно, без больших финансовых трат и коренной ломки содержания и структуры учебных программ, которые путем легкой модификации растянули бы на 12 лет.

К сожалению, этого не происходит. Не используются и возможности вечерней школы, основным контингентом которой как раз и являются "трудные" подростки, по разным причинам не сумевшие или просто не захотевшие окончить общеобразовательную школу или ПТУ. Число вечерних школ сокращается. Более того, стоит вопрос об их полной ликвидации и переходе к так называемому "дистанционному" обучению, подразумевающему наличие у каждого (!) белорусского подростка... компьютера с выходом в Интернет.

В результате накопленный в школе опыт, традиции - то, что представляет ценность, - исчезают. Бюджетные средства непрерывным потоком идут на разработку и апробацию инноваций. Ежегодно в школы республики поступает более 300 наименований учебных книг, в подготовке которых принимают участие свыше 1.200 авторов. На издание и приобретение учебников в 2003 году в бюджете запланировано почти 10 миллиардов рублей. Затраты подобного рода будут расти до 2010 года за счет серьезной доработки и корректировки учебно-методических комплексов, отдельных пособий для оптимизации содержания образования. Но, думаю, не все знают, что ряд новых учебников и учебных пособий просуществовали в течение года - двух, а затем по разным причинам (недоступность для школьников, несоответствие программе, искажение исторического материала) они были названы переходными, изъяты из обращения и канули в Лету. Педагоги начинают с грустью вспоминать времена, когда тщательно выверенные книги по 10 - 15 лет "работали" в школах, передавались из класса в класс, когда под учебники годами педагогического труда были созданы оптимальные методики, освоенные в совершенстве практически всеми учителями. С сожалением говорят педагоги о том, что качество обучения школьников снижается, потому что любой переход к новому (а новаций обрушилось на голову учителя без счета) требует внутренней перестройки, изменения стиля преподавания, а такие изменения мгновенно не происходят.

Так стоит ли мучиться реформаторам и заставлять страдать учеников и педагогов, ломая внутреннее содержание обучения в школе с целью реализации надуманной идеи о незавершенности базового образования? Тем более что время для отказа от нее еще есть - в рамках 12-летнего образования на обновленные программы обучения пока переходят только 5-е классы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter