Создание инновационных производств, развитие сельского хозяйства и социальной сферы: на что делают ставку в Солигорском районе

Не солью единой

Орша, Барановичи, Пинск, Новополоцк, Мозырь, Лида, Борисов и другие. Президент поручил Правительству ускоренно развивать 11 городов с численностью населения 80 000 человек и более. «Р» продолжает спецпроект, посвященный этим регионам страны, и смотрит, как выполняются поручения по поиску драйверов роста экономики в каждом из них. Финальная в нашем проекте точка на карте — Солигорск. Корреспондент «Р» побывал в городе калийщиков, чтобы своими глазами увидеть, чем живет и какие планы строит этот регион.

Для удержания молодых кадров в городе активно развивается социальная инфраструктура.

Солигорск — классический моногород. В советский период это была весьма популярная схема градостроительства. Гигант ОАО «Беларуськалий» — в основном кормилец суровых мужчин, работников предприятия. А чтобы заманить в город невест, обеспечить их полноценной работой, в Солигорске позже возвели два крупных швейных производства. При многих преимуществах в такой архитектуре региональной экономики скрывалось немало рисков. Возможно, не столь значимых для индустриальной эпохи, но весьма существенных для современной модели экономики. Даже исходя из метаморфоз менталитета поколения миллениалов, у представителей которых более широкий спектр мотивации и желаний в самореализации. За последние годы солигорский регион постепенно уходит от классики моногорода. Несомненно, калийный производитель продолжает в значительной степени обеспечивать благосостояние региона. Но в региональном продукте увеличивается доля предприятий машиностроения, сельского хозяйства, других отраслей. Именно на них сделан акцент в развитии региона — и в этой, и в следующей пятилетках. А также в развитии социальной сферы, которая является определяющей в конкуренции за человеческий капитал.

Флагман Минщины

Результаты социально-экономического развития принципиальны не только для жителей района, но и для Минской области в целом. Экономика Солигорского района формирует около 25 процентов выручки от реализации продукции Минщины, порядка 23 процентов объемов промышленной продукции, более 10 процентов строительно-монтажных работ и около 5 процентов областного производства сельскохозяйственной продукции. План ускоренного развития предполагает реализацию 198 мероприятий с финансированием в 582 млн рублей. Задействованы все сферы экономики, предусмотрено развитие социальной базы.

Но, несомненно, становым хребтом экономики региона является ОАО «Беларуськалий». В последнее время у компании существует определенный спад из-за непростой ситуации на внешних рынках. Несомненно, пандемия COVID-19 повлияла на мировые рынки удобрений. Впрочем, спад на мировых сырьевых рынках наблюдался еще в прошлом году, когда о коронавирусе ничего не было известно. Но такова уж сущность добывающих предприятий: в их бизнесе есть определенная цикличность. Конъюнктура на калийную соль проходит пик, и спад наблюдается каждые 5—7 лет. Поэтому некоторое замедление предполагалось.

Калийное предприятие создает огромный рынок для машиностроительных компаний.
npo-passat.by

Тем не менее ОАО «Беларуськалий» и в прошлом году продолжало свое развитие. Начата реализация проекта по строительству Дарасинского рудника мощностью 8 млн тонн руды в год для поддержки сырьевой базы третьего рудоуправления.

Также продолжает предприятие стратегию развития углубленной переработки калийной соли. В начале ноября на промплощадке 4-го рудоуправления ввели в эксплуатацию первую очередь завода по производству нитрата калия. Это первый совместный проект ОАО «Беларуськалий» и китайской компании Migao Corporation Limited, одного из ведущих производителей специализированных калийных удобрений на китайском рынке. Мощность предприятия — 80 000 тонн нитрата калия и 62 000 тонн гранулированных азотно-калийных удобрений. Продукция экспортоориентированная, ее поставки планируются в Европу, Россию, Китай, Турцию. На открытии завода в прошлом году генеральный директор ОАО «Беларуськалий» Иван Головатый отметил, что нитрат калия — ликвидный товар. Цена на него в 2,5—3 раза выше, чем на калий. Новый завод — очередной этап диверсификации производства на ОАО «Беларуськалий», который выпускает технические соли, различные виды комплексных удобрений и другую химическую продукцию. В прошлом году непосредственно на калий пришлось около 86 процентов реализованной продукции компании.

Прицел на глубину

В прошлом году объем производства промышленной продукции в Солигорском районе составил 5,1 млрд рублей и увеличился на 115,5 процента по сравнению с 2018 годом. В структуре промпроизводства района ключевую роль занимает химическая продукция — 82,7 процента. Но динамично развиваются другие отрасли. В 2019 году наибольший прирост кроме химических продуктов (113,5 процента) показала отрасль машиностроения (141,2 процента), продуктов питания (115,3 процента). Более 240 млн рублей выручки принесло району сельское хозяйство. Рост составил 109,2 процента в сопоставимых ценах к 2018 году. В районе зарегистрирован 3421 субъект малого и среднего предпринимательства, 2551 ИП.

ОАО «Беларуськалий» расширяет ресурсную базу.

В управлении экономики Солигорского райисполкома объяснили: ключевой упор делается на модернизацию существующих производств, увеличение добавленной стоимости, повышение производительности труда. О приоритете развития новых технологий говорит и изменение структуры инвестиций в основной капитал: растет доля вложений в машины и оборудование. В регионе сформировалось несколько мощных частных холдингов: «Нива», «Пассат» и другие.

Уговорить остаться дома

Как рассказали в управлении экономики, одна из стратегических задач — развитие человеческого капитала. Прежде всего — удержать молодежь в Солигорске. С точки зрения рабочей силы регион дефицитный. И если в 2018 году зарегистрированная безработица составляла 0,4 процента, то в прошлом упала до 0,2. На конец прошлого года на каждого безработного приходилось почти 8 вакансий. И 75 процентов из них — рабочие специальности.


Как отмечают местные власти, чтобы удерживать в регионе молодежь, не хватает собственного высшего учебного заведения. Да, в Солигорске действуют два филиала кафедры БНТУ. Но они в большей степени заточены на подготовку кадров для ОАО «Беларуськалий». А региону уже необходим намного больший спектр специалистов.

Второй важный аспект — создание социальной инфраструктуры. Этому направлению сегодня уделяют первостепенное внимание. Построена лыжероллерная трасса, в прошлом году открылся Сквер любви, семьи и верности, в создание которого вложено около 10 млн рублей. Обновляется материальная база медицинских учреждений, в том числе в сельской местности. В прошлом году возвели более 45,6 тысячи метров жилья, из которых 10 000 метров — с господдержкой.

Однако в районе есть еще много незаполненных ниш. Продуктовый ретейл пришел в достаточном количестве, а вот качественных торговых точек с товарами длительного потребления могло бы быть и больше. Правда, в последнее время к региону начинают проявлять внимание крупные операторы интернет-торговли. И властям, и местным жителям хотелось бы видеть большее количество мест для проведения досуга. В Солигорске относительно немного тех же кофеен, которые пользуются популярностью у молодежи, других центров развлечений, которые привлекают современную молодежь и в ее глазах являются одним из факторов качества и жизненного комфорта.


Конечно, текущая ситуация из-за внешних гибких и пластичных факторов вносит коррективы в тактику развития. Но все приоритетные, стратегические направления район выдерживает.

ПРЯМАЯ  РЕЧЬ

Александр ГОЛИЦЫН, член Совета по развитию предпринимательства при Солигорском исполнительном комитете, директор ООО «Научно-производственное объединение «Пассат»:

— Развитие производственного бизнеса в регионе сдерживает отсутствие кадров. Строится в соседней Любани «Славкалий», уже чувствуется, что он оттягивает работников, и этот процесс только усилится. А воспроизводство кадровых ресурсов слабое. Вторая проблема — не самая удовлетворительная квалификация выпускников технических специальностей. Программы наших ПТУ отстают от реалий современных производств. Такой выпускник без соответствующего повышения квалификации — производственный террорист, если образно говорить. Приходится учить уже на предприятии. Сварщиков в ПТУ учат, как карбид превратить в ацетилен… Эта информация нужна была лет 50 назад. У нас на предприятии станки к интернету подключены, инженер через телефон контролирует технологические процессы сварки.

И наше предприятие, и другие промышленные производства в Солигорском районе готовы учить людей за свой счет. Была идея открыть на базе ПТУ машиностроительную группу, которая по разным причинам пока так и не реализовалась. Бизнес готов вкладывать в подготовку кадров и компетенции, и финансы. Главный вопрос: кого учить? Все трудоустроены. Возможно, с точки зрения государства стопроцентная занятость — благо, но для активно развивающихся компаний отсутствует кадровый ресурс. Между тем в некоторых организациях есть избыточная рабочая сила, не всегда люди получают высокую заработную плату, готовы развиваться. Но их надо найти. Чем мы и занимаемся. И на это уходит много усилий.

Если говорить о промышленном потенциале региона, то он огромный. ОАО «Беларуськалий» дает для машиностроительных компаний почти неисчерпаемый платежеспособный рынок. По некоторым позициям потребность калийного гиганта в оборудовании превышает аналогичные сегменты во всей горно-шахтной отрасли Польши! Для производственного бизнеса есть возможность развиваться по широкому спектру направлений. Единственное, хотелось бы, чтобы программы импортозамещения выстраивались на принципах не столько поддержки отечественных производителей, сколько потребителей. К сожалению, в стране еще в значительной степени преобладает преклонение перед зарубежным оборудованием. И покупатели до сих пор нередко смотрят не столько на технические характеристики, сколько на страну происхождения агрегата. Даже не на фирму-производителя. Если, к примеру, насос итальянский или немецкий — однозначно хороший. Между тем в стране есть уже состоявшиеся компании, которые производят качественное оборудование, по характеристикам сопоставимое с зарубежным, конкурентоспособное. И важно, чтобы отечественный потребитель просто обратил на него внимание. И для этого для покупателей логично создать некие преференции.

КОМПЕТЕНТНО

Олег КРАВЕЦ, член Совета по развитию предпринимательства при Солигорском районном исполнительном комитете, руководитель фермерского хозяйства «Пружанский сад»:

— С новым председателем райисполкома выстроен конструктивный диалог. Да, иной раз фермеры утверждают, что не могут получить землю. Но некоторые предъявляют невыполнимые претензии. Все хотят получить огромные участки с идеальной конфигурацией. Но для их эффективной обработки необходимо иметь мощную технику, которая есть только в серьезных хозяйствах. У частников те же трактора небольшие. Ими можно качественно обрабатывать участки с менее красивой конфигурацией без потери эффективности.

Проблем со сбытом продукции на местном рынке нет. По крайней мере, если говорить о садоводстве, которым я занимаюсь. Удалось заработать имидж, доверие покупателей. Овощеводам приходится сложнее. В этом году упали цены на морковь, картофель. Если прошлой осенью реализация шла по 60 копеек, то сегодня — по 30 за килограмм. А морковь продать вообще практически нереально. Тут проблема не столько спроса, сколько перепроизводства. В этом году сложился определенный дефицит лука, он продается по хорошей цене. Значит, с высокой вероятностью можно предположить, что в этом году многие займутся этой культурой. А картошкой будут намного меньше заниматься… Но это проблема всех фермеров в республике. Люди научились вкалывать на земле, выращивать неплохие урожаи, но подавляющее большинство среди них — сельскохозяйственники, а не экономисты. Вторая проблема, что фермеры в большинстве своем разобщены, не умеют объединяться для накопления компетенций, решения каких-то общих проблем. У садоводов в этом отношении, как мне кажется, есть определенный прогресс. И через ассоциацию, и через группы в социальных сетях постоянно поддерживаем связь, делимся опытом, организовываем совместные мероприятия. Например, приглашаем польских консультантов. Один приезд такого специалиста на 2—3 дня стоит 2—2,5 тысячи евро. Но если скидывается 4—5 хозяйств, то организовать приезд такого эксперта вполне доступно.

Проблема слишком высокой сложности заполнения документов для доступа к «сладким» кредитам и государственным закупкам — тоже проблема всех фермерских хозяйств. Чтобы оформить кредит, необходимо заполнить таблицы из 40 полей по выручке, объемам производства и так далее. И на 5—7 лет вперед! Какая в этом есть необходимость? Профессиональные экономисты за такой горизонт заглянуть не могут. А под силу ли это земледельцу? Электронные платформы для получения доступа к участию в госзакупках и государственным программам тоже достаточно сложно устроены. Приходится нанимать помощников, чтобы они в этом разобрались. Логично упрощать эти процедуры. Ведь фермерство предполагает в основе своей использование труда членов семьи. Получается, что среди детей должен быть и экономист, и юрист, и программист… Всех специалистов физически нарожать тяжело. На мой взгляд, документооборот нужно строить исходя из принципа, что его будет заполнять человек, который работает на земле и должен в первую очередь разбираться в аграрных науках. Если крестьяне пойдут за дипломом МВА, то некогда будет землей заниматься.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter