«Не согласна категорически, что опера — уходящий жанр!» Таково мнение солистки Национального академического Большого театра оперы Республики Беларусь, лауреата национального конкурса Нины Шарубиной

— Нина Владимировна, зритель знает вас как Тоску, Аиду, Чио-Чио-сан… В чем современность каждой из этих героинь и что вас объединяет с ними? — Ну, во-первых, это женщины любящие, любящие искренне, страстно. Женщины, которые готовы ради любви, ради любимого человека на любое самопожертвование. А это лучшее качество женщины во все века и все времена. Я тоже человек определенности. Если люблю, люблю по-настоящему, если не приемлю, никто не сможет меня заставить это принять или полюбить… — Кто для вас та настоящая оперная дива, тот эталон, на который хотелось бы равняться? — Прежде всего, Мария Каллас. Несмотря на существующую критику ее вокала, это действительно дива. И как актриса, и как певица, и как личность... Ее можно даже не видеть, но стоит услышать – и сила этого голоса в буквальном смысле заставляет заплакать. — Зарубежные средства массовой информации постоянно поддерживают особый светский культ оперной певицы. В чем особенность отношения к диве в Беларуси? — (Смеется.) Вы знаете, я на себе этого еще как-то не почувствовала. В нашем театре очень много еще более заслуженных артистов, но публика и их почему-то на руках не носит. Хотя западных исполнителей носят, причем в буквальном смысле. И это, наверное, нормально. Ведь опера — очень сложное искусство: не только дар Божий отдельных личностей, но и колоссальный труд огромного коллектива. — Исполнение многих партий требует знания итальянского, французского и других языков. Насколько хорошо вы ими владеете? — Скажем так, достаточно для исполнения, кроме этого я усиленно занимаюсь английским языком. И вообще, когда приступаю к работе над оперной партией, обязательно делаю точный подстрочный перевод, не довольствуясь только литературным вариантом. Это очень важно. Ведь если я пою lurido, то обязана знать что оно переводится как «гадина», а значит, и спеть нужно соответственно. — Понятно, что актрисе необходимо постоянно быть в хорошей вокальной и физической форме. Ваши секреты на этот счет? — Бытует неверное представление о том, что певец, чтобы быть в форме, должен больше отдыхать. Ничего подобного! Чем больше певица трудится, тем больше она растет творчески. Безусловно, важны также бытовые условия, эмоциональное состояние, сон. И, конечно же, любовь. В том числе и любовь к своему делу. Вот чем-чем, а последним я не обделена, потому что очень давно и безнадежно заболела своей профессией. Многие люди уговаривали бросить, советовали стать, например, преподавателем. Но я фанат своего дела, который получает истинное наслаждение от работы. Даже утром, собираясь на оркестровую репетицию, я уже чувствую себя приподнято. Не важно, что это рабочая репетиция, главное, что я пою, что я на сцене. — Творческому человеку очень важно иметь людей, на которых всегда можно опереться в жизни? — Каждого человека в жизни, прежде всего, должны поддерживать семья, дети. Для женщины это особенно важно. А полагаться нужно только на себя и не ждать чуда от кого-то. В профессиональной деятельности, конечно, здорово, когда удается работать с талантливым дирижером, режиссером. Одаренный и трудолюбивый музыкант всегда будет стремиться работать с такой же одаренной и трудолюбивой певицей. — Кстати, какую музыку вы предпочитаете в свободное от работы время? — Ну, во всяком случае, не современную попсу с ее примитивными мелодиями, не говоря уже о текстах. Из популярной музыки иногда могу послушать «ABBA», которой раньше даже увлекалась, порой Аллу Пугачеву... Бывает, правда, очень редко, будучи в ресторане, могу потанцевать под ритмичную музыку. Но в основном моя музыка – оперная. Она занимает большинство и рабочего, и свободного времени. Правда, последнего у певицы практически не бывает. А потом ведь устаешь от музыки. Иногда в доме должна быть и тишина, чтобы сын мог посмотреть телевизор (смеется). Я, кстати, обожаю тишину. — На ваш взгляд, есть ли будущее у оперы, в том числе и белорусской? — Я иногда слышу, что, мол, это уходящий жанр. Не согласна категорически! Все-таки опера, хотим мы этого или нет, это показатель уровня культуры нации, визитная карточка страны. Кстати, Пьер Карден, будучи в Минске и посетив концерт белорусских исполнителей, сказал, что национальная опера –лицо государства. Хочется верить, наше лицо ему понравилось. Можно по-разному определять жанр оперы, но суть ее в том, что это конгломерат всех искусств: и изобразительного, и хореографического, и музыкального... Здесь все собрано вместе. Не случайно во многих странах опера имеет успех только у элиты. В Беларуси же она доступна каждому. Я верю, что и впредь этому искусству будет уделяться должное внимание на всех уровнях. И пусть возражают, что материальные потребности первичны, но когда нация вырастает культурно, решаются многие проблемы, поверьте. Меня также радует, что в последнее время восстанавливается преемственность поколений, приходят хорошие молодые голоса, да и в зрительном зале белорусской оперы тоже все больше и больше молодежи. Что касается нашей публики, то она довольно сдержана в эмоциях, отличается спокойствием, глубоким вниманием и уважением к спектаклю. А иногда хочется, чтобы и наш зритель был немного испанцем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter