Не следует играть словами

Понизился ли уровень грамотности у нынешнего поколения?..
По традиции накануне Дня белорусской письменности в интернете с новой силой вспыхнули словесные баталии о том, насколько нынешнее подрастающее поколение менее грамотное и эрудированное, нежели их предшественники десять или двадцать лет назад. По сети гуляет множество картинок, иллюстрирующих ляпы современных детей. Их дополняют истории о незнании современными молодыми людьми элементарных вещей. Авторы подобных материалов толкают читателей к достаточно незатейливому выводу: в прежние времена такого не было.


Поначалу, глядя на то, какие орфографические ошибки делают на своих страницах в социальных сетях нынешние школьники, я сам было подумал: «Что за безграмотность! Мы такими не были». И тут же одернул себя: откуда я мог знать, какими в этом плане были мы в школьные годы? Как и большая часть тех, кто сейчас сокрушается по поводу глупых подростков, оканчивал школу во времена, когда интернет еще не успел плотно войти в нашу жизнь. Естественно, основным средством общения друг с другом у нас была устная речь. Так что знанием того, сколько ошибок мои сверстники делали в слове «симпатичный», в те времена располагали только учителя русского языка, не имея возможности поведать об этом хоть сколько–нибудь широкой аудитории.


Похожим образом дело обстояло и со взрослыми. Еще какой–то десяток лет назад большая их часть по окончании учебы не имела необходимости часто использовать письменную речь. Это было прерогативой узкой прослойки, занятой умственным трудом, представители которой к тому же были вынуждены следить за ее правильностью. Мой дядя, работавший директором ЖЭСа, рассказывал, как в 80–е годы к нему на стол легло заявление от одного из сотрудников, в котором сочетание «на работу» было написано слитно. Однако эта история так и не вышла за пределы семейного круга. Теперь все поменялось. Практически каждый по вечерам выходит в интернет, где имеет возможность «блеснуть» безграмотностью перед общественностью.


Помимо незнания орфографии и синтаксиса, современных подростков часто упрекают в недостаточной общей эрудиции. Распространены ситуации, когда они не знают того, что для нас кажется само собой разумеющимся. Однако при этом не стоит забывать: они выросли в совершенно другом культурном контексте, нежели те, кому сейчас около двадцати пяти или тем более пятидесяти лет. Так, например, однажды, проводя занятие со школьниками, отвлекся от темы и упомянул 11 сентября. Тут же поймал недоумевающие взгляды: ученики не понимали, о чем это. Только после подсказок вроде «башни–близнецы», «Усама бен Ладен», «теракт» они поняли, о каком страшном событии идет речь. Но прежде чем успеть удивиться их незнанию, вспомнил: на тот момент, когда это произошло, некоторых из них даже на свете не было. Что уж говорить, например, о героях гражданской войны. Когда–то этой теме отводилось немало времени в школьной программе, однако сейчас мой четырнадцатилетний двоюродный брат не знает, кто такой Чапаев. «Это что–то с революцией связанное», — глубокомысленно заметил он на днях, являясь при этом далеко не худшим учеником в престижной столичной гимназии. В то же время вряд ли советские школьники в большинстве своем могли перечислить хотя бы десяток штатов США, что с легкостью сделает любой современный ребенок. Нынешние дети выросли на совершенно других произведениях. У них другие герои, границы, масштабы...


В то же время незнанием простых вещей порой грешат и взрослые. Так, например, знакомая учитель английского, которая получала образование в советские времена, не знала, что Россия на востоке имеет выход к морю. Мой дед рассказывал историю о том, как в 70–е годы полоцкая районная газета едва не вышла с заметкой о том, как в этот славный город якобы приехала делегация французских писателей во главе с Вольтером, Руссо и Дидро. Тогда еще начинающий журналист, дед решил подшутить над ответственным секретарем. Надиктовал ему текст со словами «срочно в номер». Заметку сняли в последний момент, прямо перед отправкой в типографию, когда все, кто понимал, о чем речь, здорово нахохотались. Однако я не вижу в этом повода говорить, что все представители старшего поколения безграмотны и не обладают широтой кругозора. В отличие от тех, кто тиражирует в интернете не самые умные высказывания современной молодежи.


Наблюдая за подрастающим поколением, можно отметить множество черт, которыми они отличаются от нас в их возрасте. Еще сильнее заметна разница между ними и более старшими людьми, и особенно они отличаются от тех идеальных образов, которые сложились в головах их родителей. Не всегда сравнение заканчивается в пользу детей, однако при этом мне кажется, что устоявшееся мнение об их интеллектуальной деградации в корне неверно. Глупых и недалеких людей хватало в каждом поколении, нынешнее же отличается от остальных в первую очередь тем, что его глупость стала достоянием общественности. И, как мне кажется, это уже серьезный шаг на пути к ее искоренению.


ivan.syulzhin@yandex.ru


Советская Белоруссия №172 (24553). Среда, 10 Сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter