Как потратиться в «черную пятницу» с умом?

Не скидка — адекватная цена


В эти дни многие торговые объекты, большие и маленькие, объявили о грандиозных скидках. Традиция так называемой «черной пятницы» — периода больших зимних распродаж — пришла к нам с Запада в 2014 году. Смысл в том, что магазины, чтобы привлечь больше  покупателей, анонсируют очень выгодные условия покупок. Кто-то завлекает скидками в 20—30 процентов, а кто-то обещает и все 70 на определенный ассортимент. Корреспонденты «СГ» разбирались, всегда ли такая шопинг-лихорадка стоит того?

Рисунок Олега Попова

Регионам «черная пятница» не в новинку, но проводится далеко не везде. Объяснить очаговое возникновение маркетинговой акции довольно просто: продавцы смотрят на емкость рынка и покупательную способность потенциальных потребителей. Предприниматели в Житковичском районе, к примеру, и хотели бы провести что-то подобное, но и так на товары, которые они предлагают, установлены минимальные торговые наценки. Это позволяет, скажем, скинуть 5—10 процентов от стоимости товара. Если сделать скидки выше, дело окажется нерентабельным. Да и аудитория потенциальных покупателей сильно ограничена: в районе проживает всего 36 тысяч человек.

На Мозырщине, где население в три с половиной раза больше, совсем иная история. Город побогаче, значит, деньги у людей есть. «Черная пятница» здесь заявлена сразу в двух торговых центрах, в третьем, начиная с этой недели, такая акция будет проходить каждую пятницу. Предприниматели свою доходность подсчитали вместе с маркетологами ТЦ, каждый определил оптимальный для себя размер скидки, который готов предоставить потребителю. Общей формулы здесь нет, каждый продавец стимулирует свои продажи, как ему угодно. Будь это, как говорят в народе, «замануха» с солидными дисконтами или скромные 5—10 процентов на товар.

Кстати, Белкоопсоюз, чьи магазины в глубинке конкурируют с частной, а теперь уже и сетевой торговлей, постоянно проводят акции на снижение цен. В автоматизированных объектах действует программа лояльности, которая предоставляет скидку до 5 процентов. Сегодня и завтра на все непродовольственные товары она будет от 10 процентов и выше. С 30 ноября в магазинах потребкооперации, где продается эта же группа товаров, будут определены дни, когда пройдет «Ночь подарков» с минус 10 процентами на весь реализуемый товар. В последнюю неделю 2018-го состоится распродажа товаров новогоднего ассортимента со скидкой 15 процентов.

По закону, продавец имеет право делать скидку любого размера на свое усмотрение, поэтому «черные пятницы» можно объявлять хоть каждый день. Но стоит помнить, что если скидка очень лакомая — «минус 50» и «минус 70» — значит, не просто так она столь велика. Задача торговца — сработать с прибылью, и, понятное дело, по закупочной цене товар вам никто не отпустит. Наглядный пример — бутики, скажем, брендовой одежды, где платье может стоить и все 500 рублей. Конечно, если на него будет дисконт хотя бы в 30 процентов, шансы продать его не такие призрачные. И все же по бросовой цене вам магазин товар не отдаст, как ни крути. Бизнес есть выгода.

Ювелирные магазины говорят о скидках чуть ли не в 90 процентов. Они торгуют предметами роскоши, поэтому им проще всего давать дисконт, ведь изначально наценка на товар очень серьезная. Избитый маркетинговый ход: продавец взвинчивает цену, а потом объявляет о скидке. В итоге хорошо, если покупаешь его по адекватной цене.

Различные ухищрения со скидками зародились за рубежом уже давно. Бывший заместитель министра внешней торговли СССР Николай Смеляков в книге «Деловая Америка», вышедшей более полувека назад, писал: «Иногда на этикетке указывается несколько цен. Старая, допустим, 120 долларов, крестообразно зачеркивается, так, чтобы она была хорошо видна, и пишется новая — 105 долларов. Но и эта цена зачеркивается и ставится новейшая цена, например, 70 долларов. Покупатель не может оторвать глаз от этих цифр и идет в магазин. Но стоит только зайти в другой магазин (он, конечно, расположен не по соседству), где можно увидеть, что на тот же товар выставлена цена 59 долларов 98 центов, но и она содержит в себе прибыль».

В наших крупных универмагах даже при честных скидках иной раз покупатель может выиграть, а иногда проиграть. Знакомый рассказал случай из своей практики. Пришел в магазин, чтобы подобрать деловой повседневный костюм. Выбрал подходящий стоимостью 200 рублей. А продавец говорит: лучше зайдите завтра, будет общая скидка 25 процентов на все непродовольственные товары. Действительно, на следующий день купил тот же костюм за 150 рублей.

Другой случай связан с тем же универмагом. Человек решил купить холодильник. Специально пошел в день скидок. Нашел нужную модель и цену с дисконтом, но с покупкой повременил. Дома включил компьютер и посмотрел стоимость такого же холодильника в интернет-магазинах. Выходило дешевле, чем в универмаге со скидкой. Естественно, взял то, что предлагалось в сети.

В этой ситуации нет ни правых, ни виноватых. Универмаг вынужден продавать дороже по объективным обстоятельствам: амортизация помещений, отопление, освещение, техперсонал и т.д. У интернет-магазина этих затрат нет, он в более выгодном положении даже без скидок.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ

89 процентов опрошенных белорусов знают, что такое «черная пятница», а 39 процентов из них планируют присоединиться к маркетинговой акции. Почти 22 процента среди тех, кто будет участвовать в распродажах, отправятся в торговые центры, 14 — планируют выбрать товары в интернет-магазинах.

Предполагается, что в 2018 году среднестатистический житель Беларуси потратит во время «черной пятницы» 301 рубль. Основной перечень покупок — одежда, электроника, обувь.
uskova@sb.by

gedroiz@sb.by


Фото Дениса МАЛЫШИЦА


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter