Не Шо, а Чашки: в гости к «дипломату»

Глубокские  почтальоны  идут  к  людям  в  любую погоду  и  даже  в  самый  центр  Европы…

Глубокские  почтальоны  идут  к  людям  в  любую погоду  и  даже  в  самый  центр  Европы…

Даже по районным меркам это больше чем провинция. 70 километров от Глубокого до поселка Ивесь, дальше два часа пешком – и добро пожаловать в Чашки. Тихая деревенька. Всего-то 25 дворов. Но и в такие отдаленные уголки ежедневно доходит почта. Там живут читатели «Р». Пенсионеры Иван Иванович Латош с супругой Анной Яновной выписывают нашу газету 15 лет, с первого номера. К этим людям я иду вместе с сельским почтальоном Татьяной Зенько и заодно интересуюсь ее профессией. 

Карьера «почтмейстера» началась для Татьяны Николаевны четыре года назад. За это время так привыкла к маршруту, что может пройти его с закрытыми глазами. 

— Часто иду и вслух песни напеваю. «Главней всего погода в доме…» — проверяет вокал моя спутница. — Помогает. А то ведь сами знаете, наше почтальонское дело такое: и в жару топай, и в распутицу грязь меси. Идешь и знаешь: люди ждут. Надо идти… 

Татьяна Николаевна любит эти места. Сколько впечатлений от встреч с сельчанами! Для пожилых одиноких людей приход почтальона словно окошко во внешний мир. Кому порошка принести, кому передать привет от родственников из других деревень. Был даже случай, когда попросили сходить в церковь свечу поставить! 

Почтальона всегда ждут. И дело не в том, что газета с ее новостями – самый «скоропортящийся» товар. Многим людям просто надо видеть каждый день человека со стороны. Всякое может случиться. С лета 2004 года засел в памяти у Татьяны Николаевны этот случай. Разносила почту в деревне. Подошла к последней хате. Вдруг слышит: кто-то скребется за дверью. Отворила, а на полу пожилая хозяйка. Совсем плохо ей было. Инсульт. Тут же вызвала скорую, сбежались соседи. Женщину привели в чувства только в райбольнице. Говорят, если бы не почтальон… 

А вот и Чашки. Заходим в дом к пенсионерке Ирине Викторовне Зинько. Почтальон принимает плату за свет. 

— Танюшку нашу любим, жалеем, — говорит хозяйка. — Сама почтальонскими тропами 13 лет ходила. Нелегко это. 

В сумке письмо для Марии Антоновны. Женщина в почтенном возрасте, уже плохо видит и всегда просит почтальона прочитать письма (разве откажешь человеку в такой ситуации?). Дочь из Прибалтики пишет, что живет хорошо и часто вспоминает родителей, собирается приехать в гости. На глазах Марии Антоновны блестят слезы счастья… 

Латоши встречают у порога. Их предупредили, что из Минска едет корреспондент. Бывший комбайнер и тракторист Иван Иванович признается: за 15 лет «прикипел» к «Рэспублiцы». 

— Мужа тут «дипломатом» называют, — с гордостью замечает Анна Яновна. – Он у меня важный. Всегда в курсе последних новостей. Да и я читаю с удовольствием. Вот только больше бы вы писали о проблемах людей села. У нас, например, который год дорогу к железнодорожным путям не могут гравием засыпать. Даже на коне не проедешь. Чтобы попасть на поезд, надо 17 километров в обход идти. А так всего 4… А еще просим, чтобы пенсию нам через почту платили. После того как взяли ссуду в банке, нас обязали перейти на обслуживание в сберкассу деревни Псуи. А это ежемесячно туда и обратно свыше 30 километров. 

Прощаясь, хозяева расчувствовались. Сказали: «Пока будем жить — с «Рэспублiкай» не расстанемся». Крепкого здоровья вам, Иван Иванович и Анна Яновна! Обещаем: «Р» обязательно поздравит вас с золотой свадьбой в январе 2008 года. 

Еще несколько километров — и мы в деревне Шо. Казалось бы глушь, а ученые высчитали, что здесь географический центр Европы. Наконец обратный марш-бросок к отделению почтовой связи, откуда и начался сегодня наш маршрут. На часах начало пятого. Из графика не выбились. 

Муж Петр, шофер-тракторист совхоза «Яблынька», часто встречает Татьяну Николаевну. Дома ждут ее старшая дочь Юля и шестилетний сын Артем. Крепкая у них семья, любящая. 

Мы прошли около 20 километров. Я совсем выбился из сил, а почтальон только улыбается. И так каждый день. В любую погоду. Получается, за четыре года Татьяна Николаевна отмахала по меньшей мере 20 тысяч километров. Это расстояние от Минска до Нью-Йорка и обратно. Такая профессия. 

Прямая речь

София ХРОЛ, заместитель начальника Глубокского районного узла почтовой связи: 

— Наш район — один из самых читающих в Витебской области. На каждую тысячу жителей – 845 экземпляров газет. Во многом это заслуга наших уважаемых почтальонов. Стараемся облегчить их работу: где возможно, подвозим на машинах. Таким образом, ежедневно мы сокращаем суммарный пеший путь всех почтальонов на 73 километра. Не забываем и о подписчиках, наших клиентах. Специально для них почтальоны на дому принимают различные платежи в бюджет, обязательные страховые взносы, продают товары народного потребления, пластиковые и сервисные телефонные карты, карточки экспресс-оплаты, лотерейные билеты, оказывают другие услуги. В 2005 году отремонтировали почтовое отделение в агрогородке Озерцы. Теперь там есть Интернет, пункт обслуживания абонентов сотовой связи. На очереди деревни Ломаши и Мерецкие. Отделения почтовой связи оказывают более 50 видов услуг. Например, прием наличных денег во вклады и их выдача, заключение договоров по добровольным видам страхования и т.д. А там, где есть специальные кассовые системы, принимаем платежи по принципу единого лицевого счета в «одном окне». 

Цифра

Все 416 населенных пунктов Глубокского района обслуживают 86 сельских и 13 городских почтальонов. Ежегодно они разносят 431 тысячу писем и более 2,5 миллиона экземпляров газет. 

На снимке: Иван ЛАТОШ из деревни Чашки всегда рад приходу почтальона Татьяны ЗЕНЬКО.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter