Меценаты тяготеют к крупным формам

Не щадя кошелька своего

В кульминации ироничного фильма “Настя” Георгия Данелия некие безбашенные меценаты начала 1990-х выбирали в Московском метро “миллионную пассажирку”. Лишь для того, чтобы блеснуть своими мехами и прелестными спутницами. Выбрали наобум проходящую через турникет красотку, а потом по этому поводу закатили прямо на станции метро пир, закрыв платформу для пассажиров. Так и проезжали они мимо счастливой станции, где были накрыты столы с икрой, балыком, ананасами и шампанское лилось рекой. По замыслу режиссера эта сцена должна была стать метафорой взаимоотношений начавшегося “дикого капитализма” и простого народа.

Путь к сердцу мецената лежит через качественный  продукт — уверены руководители культурных ведомств. Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

В эпизодичных ролях “хозяев жизни” мелькнули на том пиру сам Данелия и соавтор сценария Александр Адабашьян, фотограф и журналист Юрий Рост, шоумен и кинорежиссер Юлий Гусман. Жирных красок в актерской игре не жалели. Но как бы ни иронизировали над меценатами и спонсорами, именно у них потом просили денег на творчество. Насколько это унизительно проходило, Данелия описал в третьей части своих мемуаров “Кот ушел, а улыбка осталась”.

Времена сегодня, безусловно, изменились. Отношения искусства и бизнеса стали более цивилизованными. Может, потому, что случайные люди в бизнесе все-таки не остаются.

На этой неделе и в Беларуси впервые решили отметить специальной премией Министерства культуры лучших меценатов, не щадящих кошелька своего на благо культурной нивы. В специальной церемонии в Купаловском театре дипломы получили 43 организации. В общем, есть за что: доля спонсорских денег в белорусской культуре за 2014 год составила 50 миллиардов рублей. Хотя главным спонсором культуры в стране, на чем неоднократно заостряла внимание в эти дни первый заместитель министра культуры Ирина Дрига, у нас по-прежнему остается государство.

И тем не менее. Подсчитать тоже есть что. 70 процентов бюджета “Славянского базара в Витебске” составили спонсорские вложения. За 100 процентов частных денег Национальный академический театр имени Я. Купалы гастролировал в Париже, где показал амбициозного “Пана Тадеуша” в постановке художественного руководителя Николая Пинигина. Да и последняя премьера театра “Тата” поставлена на спонсорские деньги.

Попасть даже в маленький фотообъектив бизнесмену всегда приятно. Как и сняться на память с маэстро Башметом или Спиваковым, чтобы повесить потом фотографию над камином. Все мы люди и любим тешить свое самолюбие. Но если бы частный бизнес был так же внимателен и к ежедневным рутинным процессам нашей культуры, к мелким частным просьбам и совсем неизвестным именам, это тоже, на мой взгляд, приносило бы свою пользу. А главное — оздоравливало бы общий климат

Активно вкладывается частный капитал в Минский международный рождественский оперный форум Большого театра (этот коллектив сегодня спонсируют 12 организаций), Международный фестиваль Юрия Башмета, кинофестиваль “Лістапад”. Богатые единомышленники спонсируют и проекты Национального художественного музея. Не первый год один из банков финансирует крупнейший международный театральный фестиваль TEART, который уже признан лучшими театрами России и многих европейских стран.

Много это или мало? Не знаю. Бизнес тяготеет к крупным формам. Он хочет вкладываться в имиджевые проекты. И это понятно. Рядом с Шагалом и другими крупными именами авангарда вроде как и имя твоей организации звучит солидно и вызывает уважение. А вот молодые артисты и музыканты — чужие на этом празднике жизни, пока они остаются за бортом.

Никто не вкладывает деньги в неизвестные имена, в провинцию. Как не было хороших инструментов у молодых музыкантов Государственного академического симфонического оркестра, так и нет. Потому что кто же это заметит? Подумаешь, купили три фагота. А между тем инструменты сегодня — большая проблема. Как и непристойно маленькие зарплаты. Может, зарождающиеся попечительские и опекунские советы при театрах изменят ситуацию?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter