Не рушником единым

К осени в Минске появится еще одна новая галерея, а увидеть, как отливаются скульптуры, создаются витражи и гобелены, скоро можно будет с обычной экскурсией

За 10 дней выставки «Арт–комбинаты» Белорусский союз художников распродал целый автобус глиняных горшков, рушников и другой сувенирной продукции. Количество потенциальных деловых контактов еще подсчитывают — заинтересованные в сотрудничестве зарубежные партнеры также есть. Наглядная реклама возможностей белорусских мастеров принесла ожидаемые плоды. И одновременно обнаружила столько проблем, что решать их надлежит как можно скорее, чтобы сохранить свое впечатляющее арт–производство и в дальнейшем (чего, к слову, к нынешнему дню не сумел сделать ни один из других постсоветских союзов художников). Конкретный план модернизации Комбината декоративно–прикладного искусства имени Кищенко в Борисове должны разработать буквально на этой неделе. К осени в Минске появится еще одна новая галерея, а увидеть, как отливаются скульптуры, создаются витражи и гобелены, скоро можно будет с обычной экскурсией. И тогда любой сможет убедиться, что мастера наших арт–комбинатов большие труженики и уникальные специалисты.


Взять Борисов. Нестандартные идеи значительного числа советских художников воплощались именно здесь, не просто ж так в городе отгрохали предприятие подобного размаха. Едва ли где–то еще могли создать такую шпалеру, как «Гобелен века» Александра Кищенко, признанный самым большим в мире. Мирский, Несвижский замки, Дворец Республики и другие знаковые для Беларуси сооружения украшали также борисовские профессионалы. Думать о своем развитии им было некогда и, казалось, особенно незачем, когда столько больших заказов — только успевай справляться. Но сегодня комбинат использует лишь половину своих мощностей и существует скорее по инерции. Тем временем белорусские художники и особенно дизайнеры ищут других исполнителей для реализации своих неординарных замыслов — в дни выставки неожиданно выяснилось, что далеко не все коллеги из будто бы родственных творческих союзов предполагали, что арт–комбинаты БСХ способны на большее.

— Чтобы сохранить традицию, старую школу, уникальное ручное производство, комбинатам нельзя двигаться дальше по старым советским рельсам, необходимо встраиваться в современную экономическую ситуацию, — рассуждает куратор выставки «Арт–комбинаты» и заместитель председателя Белорусского союза художников Глеб Отчик, — смотреть, что пользуется спросом, импортируется в нашу страну. Да вот хотя бы экстерьерные горшки из Литвы — у нас их не делают. А ведь способны. Развиваются гостиничные комплексы, агроусадьбы, это востребовано. Было принято решение, что должна возникнуть линия экстерьерной керамики, это могут быть не только горшки, но и фасадная плитка, и еще многое другое. Будут разрабатываться актуальные образцы, внедряться на рынок.

Что конкретно нужно делать и в какую сторону меняться, в дни выставки обсудили на трех «круглых столах» — отдельно для каждого предприятия. Следующий шаг — решить, как именно это осуществлять. Художники, дизайнеры, архитекторы вместе с мастерами арт–комбинатов разработают план обновления, к реализации которого приступят немедленно. Начнут с Борисова — там проблем накопилось больше других.

Благополучнее всех на общем фоне выглядит минский скульптурный комбинат. Не только потому, что тема городской скульптуры снова стала актуальной. Несколько лет назад здесь взяли в лизинг большой цех по улице Радиальной, где модернизация производства ведется уже три года. Через год здесь будет все, что необходимо, в том числе оборудование для отливки мелких декоративных элементов. Чтобы, выполняя масштабные работы (такие, например, как мемориальный комплекс «Тростенец» или набережная Свислочи), комбинату больше не пришлось обращаться к сторонним организациям. Художественный комбинат БСХ также при деле — сейчас здесь заняты созданием музея пограничников, который должен открыться через месяц.

— Музей «Минская конка», музей МВД — все это создавалось здесь, на художественном комбинате, — перечисляет Глеб Отчик. — Витражи, мозаики, сложная левкасная техника — наши мастера способны на все. Нужно расширяться, выходить на другие рынки, сотрудничать с посольствами, участвовать в международных выставках. Есть такие эксклюзивные вещи, которые не делают нигде больше в мире, только у нас.

Художники не скрывают, что их самое слабое место — реклама. Это в очередной раз продемонстрировала и выставка «Арт–комбинаты» — некоторые из наших творцов и потенциальных исполнителей познакомились только сейчас. И были немало удивлены перспективами, которые сулит их сотрудничество. Пришли к выводу, что в Минске нужно создать «центр управления» с выставочными залами, где будут разрабатываться новые образцы и демонстрироваться достижения. Первая минская галерея декоративно–прикладного искусства должна открыться к сентябрю (скорее всего, по улице Некрасова). Одновременно появятся новые туристические маршруты — идею проводить экскурсии по арт–комбинатам союзу художников подсказали дети, точнее, их реакция на экспозицию, так похожую на яркий народный праздник. Проект «Арт–комбинаты» станет традиционным и будет проводиться по принципу Минской международной книжной выставки, только раз в два года. Не исключено, что со временем он приобретет международный статус.

cultura@sb.by


Фото: Владимир ШЛАПАК
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Владимир ШЛАПАК
Загрузка...
Новости