Сколько в месяц на медицину и образование тратят граждане в разных странах

Не рубли сплеча

Не секрет, что самые высокие зарплаты у нас в ИТ-секторе: в среднем около 3,3 тысячи рублей. С таким доходом у нас можно жить, практически ни в чем себе не отказывая. Отрасль работает на экспорт, и это обеспечивает сотрудников “западными” зарплатами. Но вот парадокс: среднестатистический американский программист, который получает даже несколько больше нашего, в США живет куда скромнее — обычный представитель среднего класса. Почему так происходит?



Месячный доход витебской семьи Крупченко почти в три раза меньше “программистского” — около 1300 рублей. Главный добытчик — 32-летний Евгений — работает экономистом в частной фирме:

— Еще я умею делать несложный ремонт смартфонов и ноутбуков. В полноценный бизнес хобби пока не переросло, но периодически принимаю заказы друзей и знакомых. На этом удается немного подзаработать.

Жена Евгения Татьяна сейчас в декрете — сидит с двухлетним сыном. Говорит, в месяц семья тратит около 1000 рублей:

— Основные расходы — питание. На походы в магазин уходит до 600 рублей. Это с учетом бытовой химии и мелких покупок по хозяйству.

Квартира своя — после свадьбы трешку недалеко от центра подарили родители. В месяц на “коммуналку” уходит в среднем до 100 рублей. В два раза меньше — мобильные телефоны и интернет. Около 70 рублей — бензин. На одежду пара тратится редко, за исключением детских вещей: Татьяна хорошо шьет. Оставшееся — траты по мелочам:

— К примеру, подарки на дни рождения друзьям или родственникам. Еще косметика и медикаменты при необходимости. Но каждый месяц мы какую-то сумму откладываем. В целом ни в чем себе не отказываем — в разумных пределах, конечно. Думаю, это хороший уровень жизни.

В США средняя зарплата составляет около 3500 долларов, в Австралии — 3430, в Японии — 2630, в Великобритании — 2545. Начисленный средний заработок у нас за октябрь составил 723 рубля, в пересчете на валюту — около 360 долларов. Однако все не так очевидно, считает финансовый аналитик Александр Муха:

— Номинальная средняя зарплата — не показатель. Многое зависит от уровня цен — а он различается в зависимости от страны. К примеру, исходя из данных МВФ, средний уровень цен в Беларуси составляет лишь 29,1 процента от среднего уровня цен в США. Как в этом случае сравнение средних номинальных зарплат у нас и в Соединенных Штатах может быть корректным?

Поэтому в международных сопоставлениях используется паритет покупательной способности — он показывает соотношение валют исходя из цен на аналогичные товары. По данным МВФ, в нынешнем году в США на 1 доллар можно купить столько, сколько у нас — на 57 копеек. Выходит, наша средняя зарплата по паритету покупательной способности — 1266 долларов.

Еще один немаловажный фактор, который позволяет нам чувствовать себя вполне комфортно при нынешнем уровне зарплат — структура потребительских расходов. Согласно Белстату, около 42 процентов таких трат у среднего жителя нашей страны уходит на питание. “Коммуналка” тянет 6,8 процента, услуги связи — 4,6 процента, при этом медицина и образование в сумме немногим превышают долю расходов на общественный транспорт — 2,3 процента.

В развитых странах иная ситуация. Еда, как правило, занимает менее 10 процентов расходов. Самые затратные графы — коммунальные, медицинские и образовательные услуги, а также общественный транспорт. Например, в Японии на услуги ЖКХ приходится 25,3 процента всех расходов, на медицинские услуги в США — 20,9 процента, на транспортные услуги в Мексике — 19 процентов.


Почему мы тратим меньше? Все дело в том, что эти направления у нас в той или иной мере дотируются государством. Получить образование и медицинскую помощь у нас можно бесплатно. Стоимость общественного транспорта хотя и растет, но по-прежнему значительно ниже той, которая должна быть. Например, в Минске билет на проезд в автобусе, троллейбусе или трамвае стоит 50 копеек — это менее половины себестоимости, 55 копеек за жетон в метро — менее 70 процентов. Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц объясняет:

— Такой подход — наследие Советского Союза. Зарплаты были невысокими, но всю нагрузку на обеспечение социальными благами брало на себя государство. Нельзя дать оценку, хорошо это или плохо, — просто один из вариантов функционирования системы. Дотации со стороны государства существуют во многих странах, только для этого могут использоваться иные механизмы.

Постепенно мы перестраиваемся на новые рельсы: помощь государства должна идти тем, кто в ней действительно нуждается. К этому нас уже давно призывают и международные организации. Отдельная тема — услуги ЖКХ. Население в прошлом году оплачивало их примерно на треть. По итогам этого года планируется выйти на 60%. Остальное берут на себя предприятия и госбюджет. Такого не было даже в Советском Союзе: 30 лет назад население платило больше, чем промышленность.

Уже к концу 2018 года от этой системы планируется уйти: население будет оплачивать “коммуналку” на 100 процентов. Впрочем, даже в этих условиях главный принцип остается неизменным: в приоритете — меры социальной защиты. К примеру, внедрена система безналичных субсидий, когда при определенных условиях с оплатой “коммуналки” поможет государство.

Однако даже при этих условиях графа расходов на “коммуналку” в семейном бюджете может существенно подрасти. То же касается и некоторых других сфер, где раньше был расчет на помощь государства — к примеру, строительство жилья. Чтобы при этом не просел уровень жизни, нужен рост зарплат. Такие планы тоже ставятся — к концу следующего года средняя зарплата в стране должна равняться 500 долларам в эквиваленте. На днях министр экономики Владимир Зиновский отметил, что задача это трудная, но вполне разрешимая для ряда отраслей. Уже сейчас есть сферы, где средняя зарплата далеко перевалила за отметку 500 долларов, — к примеру, горнодобывающая и химическая промышленность, нефтепереработка, финансовый сектор.

Но как достичь такого уровня во всех отраслях? Номинально сделать это несложно: снизить налоги  или напечатать денег. Но подобные меры добиться желаемого не помогут, считает Александр Муха:

— Если запустить печатный станок, будут расти цены — начнет увеличиваться инфляция и в итоге мы получим ту же картину, что и в предыдущие годы. Поэтому рост зарплат должен быть обоснованным. К тому же, помимо зарплаты, у граждан есть и иные источники поступления доходов — деньги от недвижимости, проценты по депозитам и так далее.

Идеальный сценарий повышения зарплат — их увеличение вслед за ростом производительности труда. По мнению эксперта, такое возможно после проведения структурных реформ: тогда рабочая сила будет переходить в более эффективные отрасли экономики. Георгий Гриц придерживается иной точки зрения: если сегодня держать жесткую монетарную привязку зарплат, есть риск потерять ценные кадры. Поэтому действовать нужно точечно:

— Взять, к примеру, машиностроительный сектор, который сегодня испытывает трудности. Слесарь с золотыми руками, высококвалифицированные инженеры —  если им не повысить зарплату, они уйдут из отрасли. Поэтому здесь нужен индивидуальный подход: кому-то, возможно, как раз стоит повысить оплату труда, других, к примеру, маркетологов, перевести на процент от продаж. Я расценивал бы цель в 500 долларов скорее как сигнал для руководителей предприятий о том, в каком направлении нам нужно идти...

За восемь лет совместной жизни у семьи Крупченко скопилась неплохая сумма на банковском счете. Евгений говорит, когда сын подрастет, откроет швейное ателье для жены. Пока же в заначку лезть не планирует:

— Деньги должны делать деньги. Сейчас нам и так финансов хватает, а если наступят тяжелые времена, активнее возьмусь за подработку. Есть много возможностей заработать, главное, не лениться.

ЛЮБОПЫТНО

Для расчета уровня цен и платежеспособности нацвалют используются и неофициальные приемы. Например, эксперты журнала The Economist составляют индекс бигмака: по составу такой сэндвич примерно одинаков во всех странах, а вот цена на него разнится. Отправная точка — стоимость бигмака в США. Все, что выше или ниже этого значения, говорит о том, что курс валюты переоценен или недооценен по отношению к доллару. К примеру, если в США бигмак стоит 5,04 доллара, то в Швейцарии — 6,59 доллара, в Норвегии — 5,51. В то же время в Украине — всего 1,57 доллара, в России — 2,05, в Польше — 2,42, в Новой Зеландии — 4,22. Мы в рейтинг не попали, но у нас бигмак можно купить за 4,35 рубля — это 2,20 доллара.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter