Не разрушат ли неувязки в экономике наш Союз?

Об актуальных проблемах союзного строительства рассуждает наш постоянный автор доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН, ведущий научный сотрудник Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН Юрий ГОДИН.

Энергетика — “всему голова”
Среди компонентов экономической безопасности, как свидетельствует практика передовых держав, главенствующую роль играет фактор обеспеченности страны топливно-энергетическими ресурсами. Следовательно, данный фактор — по сути, ключевой критерий ее экономической безопасности, определяющий в конечном итоге место, степень и возможности участия в международном разделении труда, т.е. показывающий значимость страны в системе мирового хозяйства. Поэтому совсем не случайно практически все войны и межгосударственные конфликты на нашей планете в последние десятилетия возникали главным образом из-за споров вокруг невозобновляемых энергетических ресурсов — прежде всего нефти. Последние примеры — это война в Кувейте в 1991 году и нападение США и их союзников на Ирак в 2003 году.
Беларусь в отличие от России не имеет достаточных собственных запасов топливно-энергетических ресурсов и способна обеспечить себя ими лишь на 13—15 процентов. Как и большинство постсоветских стран, республика крайне заинтересована в развитии интеграционных связей с нашей страной в топливно-энергетической сфере.
Однако, когда речь идет о сотрудничестве хозяйствующих субъектов России и Беларуси, как политикам, так и предпринимателям не следует забывать, что две соседние страны занимают особое место в интеграционных процессах на просторах СНГ. Это определяется прежде всего отличием их интеграционного объединения от других субрегиональных группировок. Оно заключается в том, что при образовании последних речь идет, как правило, только об экономической интеграции. А при формировании российско-белорусского союза стороны продекларировали о единении двух стран и заключили Договор о создании Союзного государства.
Именно исключительно высокая зависимость Беларуси от поставок топливно-энергетических ресурсов из России стала основной причиной обострения взаимоотношений двух союзных стран на высшем политическом уровне начиная с 1999 года, т.е. после российского финансового дефолта 1998 года, когда Москва стала повышать цены на нефть и газ при поставках даже своему первому стратегическому союзнику и партнеру. Эта мера незамедлительно сказалась на резком увеличении дефицита торгового баланса Беларуси с Россией с 530 млн. долларов в 1999 году до 1,77 млрд. долларов в 2000 году, 1,31 млрд. долларов в 2001-м, 1,79 млрд. долларов в 2002-м и 1,3 млрд. долларов в 2003 году. Эта тенденция сохраняется и сегодня. Беларусь покрывает свой импорт энергоресурсов из России поставками своей экспортной продукции на 84 процента.
Несомненно, сложившаяся ситуация на топливно-энергетическом рынке Беларуси серьезно дестабилизирует ход строительства Союзного государства, т.к. в данной ситуации Россия вынуждена фактически кредитовать белорусскую экономику. Это связано с тем обстоятельством, что геополитические выгоды и защита национальных интересов России на западном направлении требуют затрат “больших денег” и адекватного понимания со стороны Москвы проблем союзника. В противном случае перед РФ встанет другая проблема — быть или не быть Союзному государству. По второму варианту Москва простимулирует вынужденный “дрейф” Минска в сторону евроатлантических структур.
Пострадает и российская экономика
Российский природный газ, поставляемый в Беларусь до 1 января 2007 г. по субсидированной низкой цене (46,68 долл. за тысячу кубов), является не только донорской помощью экономике этой страны, но и помогает поддерживать высокую конкурентоспособность ее экспортной продукции, поставляемой в третьи страны. Вместе с тем следует подчеркнуть ту особенность нашего хозяйственного взаимодействия с Беларусью, что в экспортной продукции республики, поставляемой как в Россию, так и в третьи страны, значительная доля ее стоимости заложена на российских предприятиях, связанных кооперационными связями с белорусскими предприятиями-партнерами. Так, в российско-белорусской производственной кооперации задействовано свыше 8 тыс. промышленных предприятий. В России порядка трех миллионов рабочих и служащих имеют работу благодаря тесному экономическому сотрудничеству с Беларусью.
В то же время в последнее время в топливно-энергетической сфере произошли два ключевых события, которые, на мой взгляд, могут самым серьезным образом отразиться на реализации совместного проекта по созданию Союзного государства.
Первое событие связано с упразднением договоренностей по кооперационному взаимодействию союзных стран в ТЭКе. Ведь до последнего времени их сотрудничество реализовывалось на основе единого баланса топливно-энергетических ресурсов, впервые разработанного в 1996 году. Такой баланс исключительно важен для функционирования каждой из национальных экономик, что создавало, в частности, в Беларуси необходимые условия для функционирования промышленных предприятий, энерго- и топливоснабжения населения и экономики в целом. В свою очередь, российская сторона имела допуск на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, что обеспечивало, согласно указанным договоренностям, потребности в нефтепродуктах в приграничных регионах Российской Федерации (Смоленской, Псковской, Московской, Брянской, Орловской областях) по приемлемым ценам.
Негласное дезавуирование российско-белорусского соглашения по сотрудничеству в рамках совместного топливно-энергетического баланса привело к тому, что белорусы теперь покупают нефть по мировым ценам у российских частных нефтяных компаний на границе Смоленской области, перерабатывают ее на своих двух заводах в высококачественный бензин и другие нефтепродукты, а затем их продают (согласно информации руководства Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода. — Ю.Г.) в США.
Второе важное событие, связанное с российско-белорусским сотрудничеством в ТЭКе, связано с недавним упразднением “по-тихому” наших договоренностей о продаже природного газа Беларуси по оптовой цене на уровне приграничной Смоленской области. Это одностороннее решение России развязало руки “Газпрому”, который немедленно объявил официальному Минску о поставках природного газа с 1 января 2007 года “по оптовым ценам выше, чем для побежденной нашими общими усилиями Германии”, как выразился Президент Беларуси.
Выход России из двух указанных межгосударственных соглашений с Беларусью в экономике может привести к снижению конкурентоспособности белорусской экспортной продукции, к потере рынков третьих стран и как следствие — к невостребованности российской части в виде комплектующих деталей, используемых при производстве этой продукции. В конечном итоге все это приведет к потерям доходной части российского бюджета, а также к утрате соответствующих рабочих мест и росту безработицы в России.
Великой державе нельзя рисковать имиджем
Как мне представляется, в век научно-технического прогресса странам-союзникам следует совместными усилиями искать пути снижения издержек добычи газа и его транспортировки, активнее внедрять энерго- и газосберегающие технологии, а при использовании топливно-энергетических ресурсов делать упор на более дешевые альтернативные виды топлива. Кроме того, России и Беларуси следует при установлении цен на газ достигать баланса интересов за счет сотрудничества в других областях, например, при установлении более низких транспортных тарифов, в том числе за прокачку газа по белорусской территории.
Императивы хозяйственного взаимодействия России и Беларуси дают все основания рассчитывать на интенсификацию интеграционных процессов между союзными странами как в рамках создания Союзного государства, так и в составе ЕврАзЭС
и при формировании ЕЭП “Большой четверки”. Однако следует признать, что в стратегическом плане ситуация во взаимоотношениях двух союзных стран остается не до конца ясной и прогнозируемой даже для специалистов по российско-белорусской интеграции.
Преодоление опасных явлений и тенденций в топливно-энергетической сфере Беларуси, создающих серьезную угрозу ее экономической безопасности, возможно только при тесном сотрудничестве с союзной Россией. В противном случае Москва может утратить Беларусь в качестве союзника, что существенно ослабит позиции России в Европе и Калининградском анклаве. Ущерб национальной безопасности России в таком случае не поддается подсчету. Подобный ход событий будет ударом по геоэкономическим и геополитическим интересам как Российской Федерации, так и Республики Беларусь. По мнению большинства серьезных российских экспертов, нельзя рисковать будущим России на западных рубежах, а также имиджем нашей страны как лидера в постсоветской субрегиональной интеграции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter