«Есть трудности, проблемы, конфликт, но мой сын счастлив»: инклюзивное образование глазами педагогов и родителей

Не разделяя на «мы» и «они»

В  детском саду моей дочери группа веселых пятилеток недавно стала интегрированной. Под словом «интеграция» в саду или школе подразумевают, что с обычными непоседами с утра до вчера находится еще один или несколько детей, про которых можно сказать, что они не такие, как все, — с особенностями психофизического развития. Такие моменты давно практикуют в странах Западной Европы. Считается, что, попав в нормальную среду, такой малыш неосознанно начнет сокращать разрыв между собой и сверстниками. Но насколько в реальности эффективны такие проекты? В подробностях разбиралась корреспондент «Р».

Особые  дети


Для начала объясню суть наших детсадовских преобразований. Новой девочке, которой поставлен диагноз аутизм, уже шесть. Кстати, она старше остальных на год-полтора. Ее посещают дефектолог и психолог. Состав нашего детского коллектива в связи с этим сократился. Дополнительно к новенькой приставлен сопровождающий. Новость об эксперименте в саду мгновенно облетела родителей. И разумеется, большинству она пришлась не по нраву. Кто-то перевел ребенка в другую группу, кто-то предпочел домашний режим с бабушками, кто-то примирился с ситуацией. В конце концов, для мам и пап важны и другие факторы: шаговая доступность сада, привычные друзья и педагоги.

Раньше шансов развиваться со здоровыми сверстниками у особого ребенка не было.
espanarusa.com

Такие ситуации, как оказывается, не редкость. К примеру, к нам в редакцию недавно обратились Катерина и Анатолий из Гомеля. Они очень переживают за свою дочь —   8-летнюю Кристину.

— Привели ребенка 1 сентября в класс, а там — Ксюша с особенностями. Мы, конечно, не против этой девочки и ее родителей. Но, согласитесь, такие дети должны учиться в специальных учреждениях, — переживает Катерина. — Задали учителю вопрос: «Почему мы?» Нас ведь не спросили, согласны ли мы на такой проект. Дочь ходила в дружный коллектив, пока в нем не появилась Ксения. Дети не принимают ее, потому что ведет она себя странно, создает всему классу дискомфорт. Что делать? Ответ нам был такой: «Это не мы придумали, девочка живет рядом, поэтому для нее и всех созданы такие условия». Мы переводим дочь в другую школу.

Плюсы и минусы


Работа по развитию и совершенствованию интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР, по их включению в совместный образовательный процесс со здоровыми сверстниками ведется с 1995 года. И как отмечают в Минобразования, образовательная интеграция становится все более востребованной, ведь ее преимущества очевидны. В числе плюсов, в частности, называется предоставление возможности получения образования детям с ОПФР по месту жительства, сокращение количества специальных школ-интернатов и формирование предпосылок для перехода к инклюзивному образованию. Для понимания, насколько эффективным оказался проект появления инклюзивного  образования, достаточно привести одну цифру: если в 1996 году в условиях образовательной интеграции в стране обучалось менее одного процента детей с ОПФР, то в этом — уже около 70 процентов детей, нуждающихся в спецобразовании.

«Анализ сети интегрированного обучения и воспитания свидетельствует о ежегодном увеличении числа специальных и интегрированных групп в яслях-садах и соответствующем снижении количества специальных и интегрированных классов в школах, что говорит о совершенствовании работы по раннему выявлению нарушений развития у детей», — говорят в Минобразования.

Вместе с тем при организации интегрированного обучения и воспитания проблемных детей вопросы есть. Ведь, как отмечает минский педагог-дефектолог Светлана Ломановская, особенности у детишек разные: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость), нарушения психического развития (трудности в обучении), тяжелые нарушения речи, зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата. Поэтому в жизни зачастую многое выглядит не так, как на бумаге.

—  Кто-то не спит и не дает спать другим в тихий час, кто-то отвлекает на занятиях. Рядом с вашим ребенком может сидеть ровесник, поведение которого оставляет желать лучшего. Все это снижает концентрацию внимания, аппетит, усидчивость, да и в целом может каким-то образом сказаться на вашем ребенке. Да, дети с ОПФР требуют больше внимания, чем остальные. Им необходимо полное сопровождение во всех режимных моментах. На занятиях в групповой форме особым детям надо во всем помогать, а параллельно удерживать внимание остальных ребят. Во-первых, нелегко педагогу, во-вторых, печально, что ни те ни другие ребята не могут полноценно научиться и понять. Обеспокоенность за своих детей вызывает у родителей напряжение. Многие выступают резко против педагогического эксперимента, пишут в различные инстанции, но сегодня юридически у ребенка с ОПФР такие же права, как и у обычных детей. Важно понимать, что раньше шансов у особенного ребенка развиваться вместе со сверстниками вовсе не было, его сразу определяли в спецсад или школу.
Марина МУЖДАБАЕВА

Марина Муждабаева, педагог из Новополоцка, считает так:

— Проблем у совместного обучения, безусловно, много. Но они ничто по сравнению с горьким одиночеством ребенка, заключенного в стенах собственного дома, часто вместе с мамой. Знаем это не понаслышке, а по собственному опыту — восемь лет надомного обучения. На мой взгляд, еще в большей мере страдает класс, где должен был учиться этот особенный ребенок, и педагоги, в нем работающие. Ведь они лишаются возможности растить в себе человеческие качества, что гораздо важнее удобства и спокойствия. Учеными уже давно доказано, что класс, в котором есть ребенок с особенностями, гораздо лучше развивается и выстраивается в отношениях друг к другу. Всего два месяца мой сын учится в классе. Есть трудности, проблемы, есть конфликтная ситуация. Но он счастлив. Оба верим, что все, что не получилось сегодня, обязательно получится завтра.

ТОЧКА  ЗРЕНИЯ

Елена ТИТОВА, председатель Общественного объединения помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам (ЦС ОО БелАПДИиМИ):


— Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей. Этот постулат относится к обеим сторонам конфликтов. Но почему-то до сих пор очевидный перевес на стороне людей, которые с недоверием, а иногда с отторжением относятся к идее инклюзии в детских садах и школах. Стоит задуматься, почему так происходит. Я — за инклюзию. И начинается она с изменения нашего мышления. Нет понятия «они», есть только «мы», и внешние различия не играют никакой роли. Научить считать, писать, читать можно любого ребенка. А вот научить сопереживать, помогать, принимать инаковость, быть добрым и милосердным — это возможно только тогда, когда мы «не рядом», а «вместе». Время неумолимо, наши дети взрослеют, и мы, родители, все больше становимся зависимыми от их внимания и поддержки. И то, какая она будет и будет ли вообще, во многом зависит от того, чему они научились в школе — хорошо считать или искренне сопереживать…

ФАКТ

В 2017/2018 учебном году в стране функционировали 2887 специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания в детских садах, 5023 специальных класса и класса интегрированного обучения и воспитания в школах.

shimuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter