Не расплескать бы богатство... Водными ресурсами Беларусь не обделена, но это вовсе не повод для их расточительства

Сотрудникам Комитета государственного контроля несвойственно переливание из пустого в порожнее. Поэтому даже “мокрый” вопрос — “О результатах проверки рационального использования водных ресурсов в республике”, рассматривавшийся на очередном заседании коллегии этого ведомства, был подан с позиции “сухих” и неопровержимых фактов. Впрочем, сфера водопользования довольно обширна, охватить все ее направления сразу сложно. Так что в центре внимания оказались лишь некоторые из них. 

Вопрос рационального использования водных ресурсов касается не только экономики. Это социально значимый вопрос, поскольку количество и качество водных ресурсов определяют устойчивое развитие любого государства, от этого зависит уровень жизни и здоровье населения.
— Глава государства неоднократно обращал внимание на то, что вода — одно из главных богатств нашей страны, — подчеркнул председатель Комитета государственного контроля Зенон Ломать. — В ноябре 2007 года правительству было указано на отсутствие должного контроля за использованием и охраной водных ресурсов. Прошло два года, и мы решили посмотреть, что изменилось, что сделано для исправления ситуации. В результате работники нашего комитета выявили многочисленные нарушения. И эти нарушения говорят в первую очередь о безответственности, если не сказать больше — бездействии госорганов, отвечающих за ситуацию в этой сфере.
Анализ ситуации предварил показ видеосюжетов, запечатлевших конкретные водные объекты, оказавшиеся в бедственном положении. По словам Зенона Ломатя, он мог бы еще не один час показывать фотографии таких горе-объектов.
С основным докладом по этому вопросу выступил начальник главного управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов Комитета государственного контроля Валентин Малишевский.
 — Во втором полугодии 2009 года Комитет госконтроля проверил 71 водопользователя, — отметил он. — По результатам этих проверок установлены многочисленные факты нарушений. Напрашивается вывод, что в республике по-прежнему нет должного учета за использованием воды. Нет порядка в зонах санитарной охраны источников водоснабжения — в ряде случаев они элементарно не огорожены, в них размещаются полигоны твердых бытовых отходов, скотомогильники, лагеря для содержания крупного рогатого скота. Далеко не все водопользователи своевременно и в полной мере уплачивают соответствующий экологический налог.
Как показывает практика, строительство и реконструкция объектов водообеспечения не всегда дают результаты, адекватные вложенным бюджетным средствам. Валентин Малишевский привел конкретный пример. В деревне Семенча Житковичского района еще в декабре 2008 года был введен первый пусковой комплекс двух артезианских скважин и реконструирована станция обезжелезивания воды. На это затрачено 722 миллиона рублей, однако и большую часть этого года жители деревни не смогли получать качественную питьевую воду, ради чего, собственно, и затевался весь этот дорогостоящий проект. Сельчанам пришлось пить воду из шахтных колодцев, а в ней содержание нитратов втрое выше нормы.
Большинство проверенных субъектов хозяйствования не обеспечивали достоверность учета используемых (добываемых) объемов воды (УП “Минскводоканал”, минское ЧУП “Пищевой комбинат Белкоопсоюза”, ОАО “Дрогичинский комбикормовый завод”, санаторий “Золотые пески” ОАО “Гомельпромстрой”).
Нередко субъекты предпринимательской деятельности сбрасывают в водные объекты загрязненные сточные воды, не очищенные до установленных параметров. Так, ОАО “Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат” в 2008—2009 годах неоднократно допускал сброс загрязненных сточных вод с превышением нормативов. В сентябре 2009 года на комбинате установлено превышение допустимых концентраций при отведении дождевых вод в мелиоративный канал и далее в реку Березину по содержанию нефтепродуктов в 17 раз, взвешенным веществам — в 3,4 раза, азоту аммонийному — в 2,5 раза, железу общему — в 3,3 раза.
Природоохранные мероприятия в рамках Государственной программы возрождения и развития села на 2005—2010 годы, предусматривающие строительство и реконструкцию очистных сооружений сточных вод, все еще не завершены. Например, в Могилевской области требуют реконструкции очистные сооружения в Кричеве, Мстиславле, Осиповичах, Черикове, хотя Госпрограммой “Чистая вода” на 2006—2010 годы реконструкция этих объектов даже не предусмотрена.
Лабораторный анализ показал, что в первом полугодии 2009 года превышения загрязнений сбрасываемых вод в поверхностные водоемы зафиксированы на 58 предприятиях страны по 187 загрязняющим веществам. С молочно-товарной фермы СК “Логойский” филиала РУП “Беларуснефть-Минскоблнефтепродукт” допущен сброс сточных вод с превышением нормы содержания фосфора фосфатного в 4500 раз (!), азота аммонийного — в 253 раза. При сбросе сточных вод с полей фильтрации Славгородского УКП “Жилкомхоз” в реку Сож концентрация фосфора фосфатного превысила норму в 288 раз, азота аммонийного — в 80 раз.
Много нарушений выявлено также при предоставлении водных объектов в аренду и пользовании ими.
— Всего по результатам проверок доначислено экологического налога и пеней по нему за использование, изъятие, добычу воды из подземных и поверхностных источников, а также за сброс сточных вод на общую сумму 5,1 миллиарда рублей, в бюджет возмещено 1,4 миллиарда рублей, — отметил Валентин Малишевский. — К административной ответственности привлечено 31 юридическое лицо на сумму 86,5 миллиона рублей и 67 должностных лиц на сумму 16,4 миллиона рублей. Взыскано причиненного окружающей среде вреда на сумму 34,2 миллиона рублей. Привлечено к дисциплинарной ответственности 60 должностных лиц.
Выводы из приведенных примеров напрашиваются сами: пока в “водных” проблемах можно утонуть с головой. Но лучше иным ответственным лицам уйти с головой в работу, а то не сносить им той же головы при таком раскладе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter