Почему пришло время урегулировать использование электросамокатов?

Не путайте самокат с самолетом

Они стремительно «вкатились» в жизнь многих городов и с каждым днем становятся популярнее и заметнее. Сегодня по дорогам и тротуарам Минска ежедневно колесят сотни электросамокатов. В конце июля на улице Орловской один из них промчался со скоростью 75 км/ч. На него даже среагировала камера фотофиксации! Однако установить личность лихача по базе госрегистрации не удалось: самокаты не имеют номеров. Это лишь один из примеров, почему давно пришло время урегулировать их использование.


Эти средства передвижения быстры, бесшумны, доступны практически каждому. Нередко на тротуарах можно наблюдать картину, когда человек на электрическом самокате совершает опасные маневры, объезжая пешеходов на оживленной улице. Люди расступаются, отпрыгивают в сторону, пугаются. У нас пока не происходило резонансных происшествий, связанных с этими чудо‑гаджетами. А вот в других странах...

Еще в 2018 году в Испании 90‑летнюю старушку, которая шла по пешеходной улице, опираясь на ходунки, сбил электросамокат. Пострадавшая скончалась в больнице спустя несколько дней. В отношении парня, который управлял самокатом, возбудили уголовное дело. В том же году в Москве 34‑летний мужчина сбил 88‑летнего пенсионера: пожилой человек скончался на месте. Кстати, в России с 2018 года ведут учет ДТП, в которые попадают электрические транспортные средства. В прошлом году там произошло 39 таких происшествий, в них пострадали 30 человек. А в некоторых странах уже начали наказывать за опасную езду на этой мобильной технике. В Финляндии, где с ростом популярности электросамокатов увеличился уровень травматизма их водителей и пешеходов, полицейские с недавних пор выписывают штрафы, один из которых схлопотал пользователь прокатного самоката — уж слишком рискованные маневры он себе позволял на оживленном тротуаре.
В ближайшее время пользователей некоторых электросамокатов приравняют к водителям мопедов или мотоциклов.
Вот еще важный момент. Такая техника, предоставляющаяся фирмами для краткосрочной аренды, катится сравнительно медленно. Однако можно купить модели, способные «лететь» со скоростью 65 и даже 80 км/ч! Причем это, видимо, не предел. В США владелец самоката несся по скоростной трассе, где разрешено разгоняться до 100 — 110 километров в час. Впрочем, всматриваться по ту сторону океана, чтобы увидеть такую диковину, необязательно. У нас еще зимой человек на электросамокате бесстрашно ехал по обочине МКАД. Попади под миниатюрное колесико этого мобильного транспорта ямка или небольшой камень...

Как видим, электросамокаты, особенно несущиеся по дороге со скоростью 80 км/ч, такие же средства повышенной опасности, как мотоциклы или автомобили. Вот только для последних в ПДД прописаны четкие правила. На самокатах же, развивая сумасшедшую скорость, пока можно кататься практически где и как угодно. К тому же зачастую их используют подростки, которые не знают даже элементарных моментов ПДД.

В Беларуси тоже ищут подходы к правовому регулированию нового явления, с которым необходимо считаться, чтобы обеспечить безопасность людей. В июле ГАИ заявляла о том, что в новых правилах дорожного движения появятся корректировки, касающиеся электросамокатов. А буквально на днях в эфире телеканала СТВ официальный представитель УГАИ МВД Станислав Соловей сообщил, что правила пользования электросамокатами в нашей стране регламентируют в ближайшее время. Он отметил, что эти средства передвижения способны разгоняться до 25 км/ч, а некоторые модели и больше. Их пользователи, которые двигаются со скоростью до 25 км/ч, будут считаться пешеходами. А вот тех, кто едет быстрее, станут приравнивать к водителям мопедов или мотоциклов, поэтому они должны иметь водительское удостоверение, страховку и свидетельство о прохождении техосмотра.

Разумеется, электросамокаты из‑за возникшей проблемы не стоит поскорее убирать с улиц городов. У подобного вида транспорта немало преимуществ. Важно, регламентируя его использование, не навредить. Ведь он при наличии соответствующей инфраструктуры мог бы разгрузить дороги города и сделать окружающую среду чище.
Покупатели чаще всего приобретают модели электросамокатов, развивающие невысокую скорость — от 25 до 35 километров в час. Их цена в среднем от 500 до 700 рублей. Самые дешевые — детские, cтоимость — меньше 300 рублей. Наиболее дорогие оцениваются примерно в 8 тысяч рублей. Могут ехать со скоростью до 80 — 100 км/ч.
zhur@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter