Не путайте фальцет с фальшью

Пекинская опера — театр в самом глубоком смысле слова
Что такое пекинская опера сегодня — умирающая традиция и аттракцион для туристов или живое искусство, которое развивается и собирает полные залы? Для Китая вопрос вовсе не праздный. В стране, которая развивается бурно и стремительно, жертвами рыночной экономики зачастую становятся явления, не способные принести быстрый и большой доход. Среди них — традиционные ремесла и искусства. За последние 20 лет только в одной провинции Шэньси исчез 21 вид местных опер.

Пекинская опера возникла в 1790 году, когда представления четырех оперных трупп из провинции Аньхой так понравились императору Цяньлуну, что он повелел им остаться в столице и развивать театр здесь. Долгое время этот вид искусства был самой популярной формой досуга для миллионов китайцев — театры процветали, актеров боготворили. Тяжелые времена пришли с «культурной революцией» — в течение десятилетия многие традиции были утрачены, не вписавшись в понятие социалистического реализма.

Сегодня пекинская опера очень популярна у представителей старшего поколения, этому искусству полностью отдан один канал центрального телевидения. Включи в любое время дня и даже ночи — и наслаждайся. Если, конечно, соседи не возражают: пекинская опера — очень громкое искусство. В любом случае специалисты едины во мнении: главное условие выживания и развития — молодежь на сцене и в зрительном зале. Я отправилась в Национальную академию китайского театрального искусства, чтобы увидеть будущее пекинской оперы собственными глазами.

Академия — самое известное в стране учебное заведение, которое готовит артистов традиционных опер, ведь каждая провинция имеет собственную — отличную от других. Сегодня на восьми факультетах академии учится 2.000 студентов. Обучение платное и стоит до 10 тысяч юаней (1.200 долларов) в год. Недешево, особенно с учетом того, что артист–новичок первые несколько лет будет получать в театре лишь 1.000 юаней в месяц.

Но конкурс все равно немаленький: энтузиастов хватает. К ним относится и Не Чжа, который поет любимые арии с четырех лет, для него это — смысл и цель жизни. Преподаватели пророчат ему большое будущее и уверены, что он станет настоящей звездой. Его амплуа — чоу, клоун.

В пекинской опере традиционно четыре амплуа: шен (мужская роль), дань (женская), чоу (клоун) и цзин (рисованное лицо). Актер всю жизнь выступает в одной роли и практически достигает в ней совершенства. Амплуа определяется еще в академии и, как правило, не меняется никогда. Главное в определении будущего амплуа — голос, потом лицо. Например, у Не Чжа лицо круглое, считается, что такое не подходит для серьезных партий.

Раньше в пекинской опере выступали исключительно мужчины, которые пели и играли все партии, в том числе и женские. Актер, преуспевший в женских ролях дань, становился знаменитым на всю Поднебесную. Но после создания народного Китая практика забыта — ныне женские партии исполняют женщины, традиция мужчин в роли дань вымерла.

В академию я пришла на премьеру. Студенты всех факультетов объединились и поставили новую оперу, которую постарались максимально осовременить. Сократили продолжительность с четырех до двух часов, ввели в оркестр не свойственные Китаю западные инструменты, применили спецэффекты. Неприкосновенными остались главные атрибуты любой пекинской оперы: грим и костюмы. Опытный зритель может определить амплуа и характер героя, лишь взглянув на грим и костюм. Красный цвет означает преданность и мужество, серый — принадлежность к злым силам, а серебристый или золотой — к сверхъестественным. Зачастую на макияж уходит несколько часов, в результате лицо меняется до неузнаваемости.

Опера «Ню Ча» — популярная в Китае сказка про мальчика–воина, который с помощью сверхъестественных сил сражается с женщиной–драконом и злыми духами. И, как водится, побеждает. В опере много акробатики и боевых сцен. Между прочим, китайские актеры — универсалы: они одновременно могут петь и жонглировать или петь и сражаться с помощью приемов кун–фу. И никакой фонограммы или сбитого дыхания, прошу заметить!

Не Чжа был мною замечен в двух образах: старика — воспитателя главного героя и воина–комика. Как и он, многие студенты на сцене — практически готовые артисты, хоть завтра в театр. Правда, трудоустраиваться придется самим: они, может, и мечтали бы о распределении, но в Китае это не практикуется. Академия помогает найти работу только самым талантливым: конкуренция большая. А потому годы обучения означают не только студенческое веселье, но прежде всего тяжелую работу.

Пекинская опера, на мой взгляд, театр в самом глубоком, первозданном смысле этого слова: ничего общего с реальностью, искусство ради искусства. Нет ничего странного в том, что оно не ужилось с «культурной революцией» и социалистическим минимализмом желаний и возможностей. Мне бы очень хотелось, чтобы оно ужилось с рыночной экономикой.

На снимке: сцена из оперы «Ню Ча», старик с длинной бородой — студент Не Чжа.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter