Не путать добавленную стоимость с разбавленной ценой

Пока это акт рекомендательного характера. Его основная цель — сближение правового регулирования экономических отношений в области конкурентной политики Беларуси, Казахстана и России. В модельном законе раскрыты понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены товара, формы и виды государственного контроля за экономической концентрацией. Новый законодательный акт планируется рассмотреть на предстоящем в последней декаде октября в Минске заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.

СОВЕТ Евразийской экономической комиссии утвердил модельный закон «О конкуренции»

Пока это акт рекомендательного характера. Его основная цель — сближение правового регулирования экономических отношений в области конкурентной политики Беларуси, Казахстана и России. В модельном законе раскрыты понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены товара, формы и виды государственного контроля за экономической концентрацией. Новый законодательный акт планируется рассмотреть на предстоящем в последней декаде октября в Минске заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.

Не секрет, что конкурентоспособными на мировом рынке сегодня могут стать только продукты с высокой добавленной стоимостью. Это вполне относится к отечественной мясо-молочной отрасли, но она весьма крепко завязана на российских потребителей. По итогам прошлого года на поставки в Россию пришлось более 91 процента всего экспорта. В его структуре 58 процентов приходится на молочные продукты, 32 процента — на мясные. В связи со вступлением россиян в ВТО — это весьма уязвимая позиция для белорусских аграриев. Кто знает, может, завтра наши основные торговые партнеры захотят закупать не белорусские, а украинские сыры и масло?

Что же, таковы жесткие принципы цивилизованного рынка, и теперь все члены Таможенного союза вынуждены играть по правилам Всемирной торговой организации.

В прошлом году Беларусь отправила за рубеж продовольственных товаров почти на пять миллиардов долларов. Вроде бы позиции достаточно прочные, но другое дело, что далеко не везде нас ждут. Так, занять свою нишу в странах Евросоюза отечественным производителям сложно из-за ограничительных барьеров. Основной — высокие таможенные пошлины.

В связи с этим определенные виды нашей мясной и молочной продукции неконкурентоспособны по цене, поэтому выгоднее поставлять ее в страны ближнего зарубежья. Немаловажную роль играет здесь и логистический фактор: транспортные затраты при поставках сравнительно небольшие.

Конечно, не исключено, что условия доступа белорусских товаров и сельхозтехники на рынки ЕС улучшатся. Если отечественные предприятия пройдут аттестацию в Евросоюзе, то хотя бы формальные барьеры будут сняты.

Такое положение вряд ли изменится в ближайшие годы. Поэтому белорусы хотят вывести переговорную площадку на уровень Таможенного союза и ЕврАзЭС. Несмотря на то что наши союзники сами намерены активно развивать свой АПК, все же договориться здесь будет проще. Впрочем, окончательные решения интеграционным органам придется принимать с учетом мнения всех партнеров.

Но вот здесь и возникают неожиданные барьеры. С 2008 года Россия и Беларусь ежегодно подписывают продовольственный баланс, который регламентирует объем поставок молока, молочных продуктов, мяса, мясопродуктов и сахара на российский рынок. Казалось бы, вопросов быть не должно. Тем не менее ежегодно, а то и чаще, отечественным переработчикам приходится отвечать на претензии корпорации дружественной нам страны — «Союзмолоко». Дескать, белорусы демпингуют, у них недопустимо низкие цены, а это ставит под угрозу положение местных производителей.

Понятно, что привлекательны российские просторы и для производителей из Европы, которые столкнулись на фоне кризиса со стагнацией местных рынков. Поэтому мы должны искать у себя экономические рычаги удешевления продукции. Даже Таможенный союз не гарантирует белорусским производителям свободного выхода на российский рынок.

В конце мая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Астане президенты Казахстана, России и Беларуси откровенно говорили о некоторых, зачастую вполне решаемых, нестыковках в интеграционном объединении. И что весьма важно, была одобрена концепция согласованной агропромышленной политики государств — членов ТС. Очень много вопросов, а времени мало — к такому выводу пришли руководители государств.

Поэтому проблема поиска новых торговых партнеров сегодня является самой актуальной, а на новый модельный закон «О конкуренции» надежды, честно говоря, пока небольшие.

Над диверсификацией рынка в последние годы довольно усиленно работает Минсельхозпрод, к тому же на разных континентах. Группа специалистов побывала во Вьетнаме, где открыт совместный торговый дом. Через него возможно создание совместного предприятия по производству молочной продукции. Белорусский товар будет завозиться в виде сухого молока, восстанавливаться и продаваться уже молочными продуктами.

Еще один перспективный рынок для поставок белорусской продукции — Бангладеш. Налаживается плодотворное сотрудничество с Грузией, также растет экспорт в Венесуэлу.

Но, по мнению экспертов, белорусские производители недостаточно уделяют внимания еще одному нашему партнеру по Таможенному союзу — Казахстану. Здесь более половины молочной продукции и треть мясной ввозятся извне. Некогда успешная аграрная страна стала импортозависимой.

Да, в Казахстан отправляется сухое молоко, молочные консервы, по ним стабильный рост экспорта. И здесь возможно создание совместного предприятия по производству молока. Но этого мало. Рынок в Казахстане весьма объемный, и грех нам не воспользоваться преимуществами Единого экономического пространства.

Александр ШЕВКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter