Юлия Быкова: у группы Aura в год 15-летия, как всегда, много планов

Не просто песни

Юлия Быкова накануне отметила очередной день рождения, а группа Aura, солисткой которой она является, готовится встречать 15-летний юбилей. О том, как живется сегодня под прессингом «невероятных», почему патриотическая песня внезапно оказалась на коне после долгих лет невнимания к жанру и о дальнейших творческих планах, певица рассказала в интервью корреспонденту «СБ».


— За годы существования группы Aura набор смыслов, проходящих через ваше с Евгением Олейником творчество, серьезно трансформировался. Как вы оцениваете эти перемены? С чего начинали и к чему пришли?

— Я бы не сказала, что ключевая составляющая изменилась так сильно: для нас всегда главное было — не подстроиться под какие-то сиюминутные веяния и быть в тренде, а реализовать то, что накопилось внутри. Просто состояния меняются, в этом все дело. Когда мы только начинали с Женей создавать свою музыку, отдавали предпочтение музыкальной составляющей. Это было, я думаю, связано с тем, что на тот момент мы больше занимались англоязычной музыкой, и репертуар у нас был соответствующий, когда в текст не особо углубляешься, а мелодия красивая. Почему-то тогда решили, что именно музыка должна превалировать, а задача текста — не мешать ее воспринимать. Поэтому сочиняли разные песни — и без слов, и на непонятных языках, такие творческие эксперименты. Первая песня нашей группы — Whisper of silence, в ней только эти слова и были на английском, создавали какой-то полусмысл, а так вся песня на тарабарском наречии. А потом мы поняли, что этого недостаточно, что в целом слушатели хотят понимать, о чем ты поешь. Наша славянская ментальность предполагает песню-повествование. А я ведь белорусскоязычную музыку пела все свое детство, и писать получалось на «мове» лучше, чем на других языках. И первый наш хит в 2010 году — песня «Затрымай мяне» — был написан именно на белорусском. Тогда на эстраде это было не распространено, именно с нас и пошла хорошая волна белорусскоязычных композиций не только в андерграундной музыке или народной, но и в популярной. Женя больше автор музыки, а я — текстов, и так получилось, что я стала просто высказывать в песнях то, что у меня на душе. Например, множество песен о несчастной любви — я эту тему раскрыла и закрыла.

— Какая это несчастная любовь могла случиться у вас с Женей?!

— Нет, эта любовь была еще в студенчестве! (Смеется.) Я же не могу только общечеловеческие вещи сочинять, меня сразу спросят: «Юля, а где личное?» А дальше уже так получается — о чем думаешь, о том и пишешь. Совсем недавно был создан большой пласт творчества, когда мы раскрыли патриотическую тему. И тут такая интересная вещь: почему-то во всех странах, которые рулят в шоу-бизнесе, от Штатов до Европы, песни о родине пишутся на очень хорошем уровне и их встречают словами «как круто!». А у нас… Мы люди, во-первых, скромные, а во-вторых, постсоветское наследство — патриотическая тематика долгие годы воспринималась неадекватно, не так, как это должно быть. 

Поскольку мы с Женей очень любим Беларусь, то захотели это чувство пропустить через свое творчество, так, чтобы получилось более личное высказывание, лирическое, от души. Я всегда пою о том, что люблю, не представляю, до чего меня нужно довести, чтобы появилась песня о том, как я кого-то ненавижу, рвусь с кем-то бороться… 

 — Помню, после появления альбома «Куточак Беларусi» Евгений сказал, что, наверное, группе Aura пора уже перейти к более личным материям. Вы тоже не ожидали, что патриотическая песня внезапно обретет второе дыхание?

— Видите, как жизнь сложилась. Никто же не думал, что у нас в стране возникнет такое серьезное гражданское противостояние, мы все надеялись, что подобного не произойдет.

— Недавно вы с Женей поучаствовали в автопробеге «За единую Беларусь!», как впечатления?

— Было очень круто! Получилось настолько массовое событие, и мне было приятно, что все отлично организовано, устроено так миролюбиво и дружелюбно. У нас сейчас, так уж вышло, машины нет, поэтому мы просто приехали выступить, поддержать ребят музыкально.

— Машины нет? А как же миллионы от государства, которые вы, по версии наших «невероятных», получаете?

— Мой автомобиль сейчас в ремонте, и он совсем не роскошный. Лимузинов с шоферами «не маем». 

— На вас с Евгением Олейником идет сейчас огромное давление, вот опять ваши данные обнародуют на деструктивных интернет-ресурсах. Как вы справляетесь с прессингом?

— Это началось весной, когда многие уже стали «расчехляться». Когда шел сбор подписей за кандидатов в Президенты и очередь возле «Комаровки» стояла, я сразу написала пост в «Фейсбуке»: ребята, вижу, к чему все идет, как все регулируется и управляется, и я против «цветных революций». Ну и полетели первые камни в мой творческий огород. Я вроде уже и привыкла, что после очередного выкладывания доброжелателями наших данных в разных «мстительских» телеграм-каналах начинается новая волна оскорблений и угроз. Иммунитет какой-то выработался. Просто понимаешь: слава богу, что эти люди не у власти, потому что иначе нас бы уже физически уничтожили. Твердите сколько угодно, что у вас «мирные» марши, ваши действия говорят сами за себя. Уже перестала удалять агрессивные комментарии — пусть все видят, кто и что пишет.

— Мы по Украине знаем, что происходит, когда подобный контингент до власти все-таки дорывается.

— При этом наша интеллигенция в роли борцов за справедливость пытается мне в соцсетях что-то доказать: мол, это нас щемят, а вы жалуетесь на угрозы. Я отвечаю: если придут к власти те, кто в сетях угрожает, плохо будет всем. Вы попробуйте докажите что-нибудь на улице бандитам, особенно если милиции рядом уже не будет. Поражает, насколько люди далеки от реальности, даже умные и очень образованные, кого я знаю много лет. Конечно, те, кто всегда был в оппозиции, от них никто ничего другого не ждал и не ждет. Самое неприятное для меня — люди, которые и сейчас одной рукой шарят в государственном кармане, ругая власть. При этом почему-то считают, что имеют моральное право кого-то в чем-то обвинять. Конечно, очень радостно, что остались в нашей среде те, кто не изменил своим принципам, не побоялся высказаться, я их очень уважаю, и радостно, что они с нами. Ведь простым людям тоже надо чувствовать поддержку творческой интеллигенции. Когда тебе говорят, что ты быдло, колхозник, что все умные, талантливые и широкие душой пошли «на плошчу», а ты тут сидишь в болоте, — это ведь тоже тяжело слушать. И творческие люди обязательно должны высказываться, чтобы народ чувствовал их поддержку. Белорусы — классные, с душевностью и с духовностью у них все в порядке! 

— Сейчас сложно рассуждать о дальнейших планах, но все же… 

— У нас творческих планов, как всегда, множество, хотелось бы еще и концертные осуществить, но в связи с пандемией не уверена, что в ближайшее время это получится. А в студии мы по полной программе работаем, записываем новые песни — лирические, скорее личные, а не политической тематики. Весной планируем большой сольный концерт группы Aura — надеемся, к тому времени эпидемиологическая ситуация позволит его провести: хотим собрать всех 8 Марта во Дворце Республики. А пока потихоньку будем готовиться и репетировать. 

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter