Не просто обучить и воспитать, а пробудить интерес к знаниям

Такой   видят   главную  задачу   школы   на   Гродненщине

Такой   видят   главную  задачу   школы   на   Гродненщине 

Конец учебного года оставил учителей в смятении: как изменятся образовательные программы, какие решения примет правительство по 12-летке, насколько сократится объем материала по тем или иным предметам? Многие сегодня считают изменения, заявленные на совещании у главы государства, своевременными. Ведь родители давно уже просят разгрузить детей от занятий в субботу, а школьные врачи бьют тревогу: ухудшается здоровье детей. Что же касается лишнего года за школьной партой, то еще в прошлом году на родительском собрании мне довелось услышать: «Скоро будем вручать аттестаты выпускникам с детскими колясками». 

А самое главное, многие руководители образования, решая воспитательные и образовательные задачи, упустили экономический аспект 12-летки. Ведь лишний год в школе — это в первую очередь финансовые затраты. 

При всех изменениях, которые  будут в школьных стенах, одно останется неизменным –  качество образования. С этого начал разговор с корреспондентом «Р» начальник управления образования Гродненского облисполкома Александр Сегодник (на снимке). 

— На уровень подготовки и воспитанности выпускника влияет вся школьная система. Это и личность учителя, и качество образовательных программ, и материально-техническое обеспечение школы, и, конечно же, сам ученик, его возможности принять все то, чему учат. Ведь главная цель школы сегодня — дать обществу высокообразованного человека, сознательного гражданина. А это можно сделать только общими усилиями школы, родителей, общества. 

— Как можно оценить эти совместные усилия в Гродненской области? Все ли выпускники школ находят сферу приложения своих способностей? 

— Я хочу отметить, что выпускники прошлых лет нашли свои рабочие места в народном хозяйстве страны, 51 % выпускников поступили в вузы. Также и по  итогам централизованного тестирования в 2007 году школьники Гродненщины показали высокие результаты. 

Значительно улучшились результаты выступления учащихся на республиканских предметных олимпиадах: за четыре года победителей олимпиад у нас стало в два раза больше. Оценивая наши совместные усилия, следует сказать и о том, что в прошлом году значительно снизилось количество преступлений, содеянных несовершеннолетними. 

— Воспитать или обучить? На чем делается главный акцент школой сегодня, Александр Иванович? 

— Этот процесс неразрывен. Воспитание не является набором дидактических правил. Практически воспитание идет на каждом уроке, во время каждого разговора ученика с учителем, а не только на специальных внеклассных часах и занятиях. Раскрытие способностей ученика начинается с детского сада, где выявляются  его творческие, интеллектуальные, физические способности. 

Дошкольное образование тоже изменилось в последнее время. Ведь сегодня в детском саду ребенок познает мир музыки, изобразительного искусства, знакомится с иностранной речью, учится произносить самые простые английские, немецкие, французские слова. Причем все занятия по музыке, рисованию, иностранным языкам проводятся в форме игры. Бывает, что именно после детского сада ребенок просит у родителей записать его в изостудию или музыкальный кружок. 

На Гродненщине во всех регионах внедрены и развиваются новые формы дошкольного образования. Это и дежурные садовские группы, и группы выходного дня, и пункты коррекционно-педагогической помощи, в которых ведутся занятия с детьми, имеющими нарушения в физическом развитии. Здесь уместно отметить, что расходы на одного ребенка в дошкольных учреждениях Гродненской области превышают республиканские нормативы на 11 %, а кое-где и на 12 %. 

— Вы сказали, Александр Иванович, что на качество обучения влияет в том числе и материально-техническое обеспечение учебных заведений. Соответствует ли оснащение школ Гродненщины современным требованиям? 

— Все школы обеспечены компьютерной техникой. Благодаря позитивному отношению областного исполнительного комитета эти вопросы решены у нас лучше, чем в других областях. За 2007 год приобретено 30 компьютерных классов, 30 мультимедийных комплектов, 19 персональных компьютеров, 90 % школ имеют выход в Интернет. 

Чего не хватает? Хороших образовательных программ в помощь учителям-предметникам, документальных фильмов, которые можно было бы посмотреть в рамках изучения истории страны, развития общества, зарождения жизни на земле, физических явлений и т.д. 

Но вместе с тем хочу заметить, что работа с компьютером без помощи учителя может завести в дебри. На уроках информатики наши педагоги уделяют много внимания отрицательному влиянию компьютерной техники на здоровье школьников. Ведь медики уже бьют тревогу: появилась компьютерная зависимость у подростков, появились заболевания глаз, связанные с чрезмерным сидением перед монитором, поэтому компьютерные игры, путешествия по Всемирной паутине и разнообразным сайтам, безусловно, должны быть дозированными. 

 О перегрузках в школе говорят и учителя, и родители, и сами дети. В Год здоровья прибавится ли здоровья у наших школьников? 

— Здесь опять же нужно сказать о роли учителя. Ведь современная педагогика позволяет расширять границы практически каждого урока. Уроки в лесу, в саду, у стен древних зданий, на стройке и т.д. Одну и ту же информацию можно по-разному донести до ученика: можно 45 минут только говорить, а можно включить в процесс познания весь класс и провести занятия живо, интересно, с использованием наглядных и вспомогательных материалов, с выходом к доске, к столу учителя. 

Мы обобщаем опыт лучших педагогов, поощряем творчество. Как пример, приведу ошмянскую школу № 2, где обучение тесно увязано с поддержанием двигательной активности детей, с укреплением их здоровья. В этой школе творчески подошли к организации физкультурных пауз во время урока, на переменах. Там физкультминутки проводят сами ученики. Причем каждый юный тренер старается сделать их самыми интересными. 

Эта школа входит в число 10 лучших в республике, где учителя и школьники не только пропагандируют, но и сами ведут здоровый образ жизни. А ведь известно, что примеры гораздо эффективнее правил. 

В Год здоровья, объявленный в нашей стране, в каждой школе особенно внимательно проанализирована физкультурно-оздоровительная работа, дополнительно организованы секции и клубы по разным направлениям, проверена организация питания. Каждый проект по программе «Здоровье школьника» имеет социально-психологическое сопровождение. 

Сегодня в школах Гродненской области много творческих нововведений, которые прямо и косвенно влияют на качество образования. Они играют важную роль в обеспечении побед на олимпиадах, положительно воздействуют на показатели по итогам тестирования и в конечном счете обеспечивают хорошую подготовку школьников при поступлении в вузы. Умное внедрение новаторских методов в систему образования и воспитания молодого поколения исходит из простой, но крайне важной педагогической истины: главная задача школы не просто обучить и воспитать, а пробудить у школьников интерес к знаниям. Если этот интерес состоялся, то все остальное тоже состоится. На это должны быть направлены и все реформы в нашей системе образования. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter