Не просите сыграть «Мурку»

С развитием компьютерной музыки интерес к классическим инструментам упал...

Времена, когда гитара звучала из каждой подворотни и девчонки, влюбленные в ударников, стайками слетались на живые концерты, — в прошлом. С развитием компьютерной музыки интерес к классическим инструментам упал. Могут ли талантливые исполнители–«народники» сегодня собирать залы?


Молодежь насильно на концерт виртуозов–баянистов или цимбалистов не затащишь. А сами исполнители, преданные инструменту, зачастую работают, считай, на голом энтузиазме. Конечно, при наличии таланта и везения можно стать первой скрипкой в именитом оркестре. Пример тому — выпускники Могилевской гимназии–колледжа искусств: Павел Кундянок — один из первых стипендиатов специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи — первый гобой знаменитого симфонического оркестра Мариинского театра Санкт–Петербурга, Иван Филиппов — первый гобой оркестра Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, Маймуна Дико — первая скрипка Президентского оркестра Беларуси... Но такая перспектива далеко не всем светит. Остальные выпускники колледжей, академии или преподают музыку в лицее, или музицируют где–то в провинциальном клубе.


70 процентов знаменитого оркестра народных инструментов имени Иванова Могилевской областной филармонии — студенты. И хотя на местном уровне его всячески поддерживают, гарантии, что они все закрепятся, никакой.


Валерий Рулев и Петр Войченко — первый и второй баяны в оркестре — музыкальное училище окончили в родном Брянске. Говорят, из тех, кто учился с ними, по профессии не работают процентов 80:


— В этом году там на баян недобор — всего троих человек взяли при плане 10 — 15. Интерес к народным инструментам угасает, ведь многие уверены — музыканту нынче тяжело заработать. Мы в оркестре получаем около миллиона рублей. У каждого семья, ребенок.


Уходить из оркестра они не планируют — нравится. Но творческим людям тоже надо приспосабливаться к условиям рынка. Баянисты поверили, что смогут сделать увлекательное шоу и заработать на таланте. В 1999–м создали дуэт BaYan PRO, с которым гастролируют по Беларуси, России. Участвовали в «Золотом шлягере», выступали на фестивалях в Москве, Брянске, Самаре, стали лауреатами международного конкурса в Санкт–Петербурге, посвященного 300–летию основания города. И в Могилеве востребованы, их приглашают на городские праздники, свадьбы, корпоративы, в рестораны. Петр и Валерий считают:


— Саксофон публике уже приелся, а кроме попсы, людям ничего не предлагают. Баян — инструмент «застольный», пользуется спросом. Конечно, просьбы сыграть «Мурку» мы отвергаем. Нам такой репертуар не по душе. Сотрудничаем с могилевским аранжировщиком, можем исполнить музыку из популярного кинофильма, что–то зажигательное, заводное. Если адаптировать народные инструменты к эстраде, они будут популярны. Пример тому — Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков — «Баян МИКС», российский аккордеонист Петр Дранга. Сергей и Дима мало того что играют прекрасно, еще и петь недавно начали. Мы пока вокалом публику удивлять не собираемся. Она и так радуется, когда видит, что выступаем «вживую». Не раз люди к нам подходили, на кнопочки давили: «Что, правда, без «фанеры» работаете? А как это можно одновременно и петь, и танцевать?»


Можно. Ребята и номера ставят, и костюмы шьют сами:


— Нам по 30 лет, а на свой собственный баян мы лишь лет 10 назад заработали. Купили по подержанному немецкому. Они неплохие, но в хорошем итальянском баяне и дерево, и сплав специального качества. Такой тысяч 8 евро стоит.


В родной Брянск Петр и Валерий не вернутся. Говорят, там в эстрадном направлении баянисты уже работают, а они в Беларуси будут молодежи любовь к народным инструментам прививать.


Директор Могилевской гимназии–колледжа искусств Людмила Мищенко соглашается:


— Вокалисты раскручиваются быстрее. А исполнители–«народники» даже после блестящих побед нередко уходят в тень. Чтобы этого не случалось, надо подогревать к ним интерес зрителя, в том числе и в прессе.


После победы Александра Рыбака на «Евровидении» в Норвегии едва ли не оптом стали скупать скрипки — столько появилось желающих научиться играть на этом инструменте. Классическая музыка не умрет никогда. Но чтобы она стала популярной у молодежи, надо делать ее более доступной для восприятия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter