Не проси легкой жизни...

Материал “Между совестью и домом”, опубликованный в приложении “Семья” за 11.08.2007 г., мало кого из читателей оставил равнодушным. Вот и к нам в редакцию пришло письмо-отклик от витебчанки Марии Антоновны, заставившее всех вновь призадуматься над главной проблемой всех пожилых людей...

Вторую половину этой поговорки — а проси легкой смерти — знают все, а вот понимают только старики. Немощный, больной, беспомощный и в большинстве случаев безобразный, потому что ухаживать за собой уже нет ни сил, ни желания, ты становишься страшной обузой для своих самых родных и близких людей. И понимаешь, что мешаешь им жить. А сделать ничего  не можешь...
Дети не отдадут тебя в отделение круглосуточного пребывания пожилых людей. В богодельню, как говаривала еще моя бабушка. Во-первых, потому, что туда берут только одиноких. Во-вторых, перед людьми стыдно.
Зашли как-то ко мне работники собеса — у них теперь задача такая, что нужно побывать в каждом доме и поговорить с каждой старухой. Я и уши развесила: мол, так и так, болячки замучили, одиночество, хлопоты непосильные... Поможем, сказали добрые люди, сообщим на работу вашим детям, пусть на них повоздействуют, они обязаны отдать свой долг родителям.
Нет, возмутилась я, позорить детей не дам! Так и спровадила со двора дорогих гостей, не нашли мы общего понимания. У них разговор один: дети обязаны — и все! А есть ли возможность у детей — это никого не интересует.
Ведь дети страдают вместе с нами. Мы становимся их болью и их главной проблемой. Мы загоняем детей в угол: и мать с отцом жалко, и работу не бросишь, и собственные дети внимания требуют. Хоть разорвись!
А сколько горя приносим  своим вечным ворчанием и недовольством. Вот хлеб принесли, да не тот: я к зерновому привыкла. А творог лучше с базара, свой, а не магазинный. А чего это вы вчера не приехали, я тут одна с ума схожу, деваться некуда. А куда вы сегодня вырядились? А где вы были третьего дня вечером, не дозвониться было...
И так до бесконечности. Старые, что малые, иногда не понимают, что творят. Вот и я, бывало, выскажу своим, что на душе наболело, а потом сама страдаю. Ведь понимаю, что нет у деток возможности сидеть возле меня сиднем, а все равно обижаюсь.
Только  заметила: начинаю ворчать, а внук, что со старшей дочерью приезжал, сразу же за дверь. Да и дочки побыстрее норовят прибраться-приготовиться и съехать. Поплакала так пару раз, пожалела себя, мол, никому не нужна стала. А потом своими старыми мозгами пораскинула: а если бы тебя с порога начинали пилить, может, и вообще бы его не переступила? И что, от этого ворчания, от вечного недовольства у меня давление снижается или головокружение проходит? Нет!
Решила так: болячки-болячками, а о детях подумать надо. Хоть я и старая,  а все-таки мать. Кто их еще пожалеет?  Вон как им нелегко приходится. От помощи отказаться не могу — самой уже не справиться. А вот не превращать приезды детей в пытку — это еще в моих силах.
И стала я аккуратнее одеваться, почаще улыбаться и разговаривать стремлюсь только на приятные темы. Что бы ни говорили об уважении к старости и сединам, но и в почтенном возрасте это уважение надо заслужить. Трудно? Да. У старости нет ни красоты, ни обаяния, ни сил. Как правило, нет и денег. У нее осталось одно “оружие” — приветливость. Доброжелательность. Доброта.
Это тот самый щит, которым и сегодня я могу защитить своих детей. По крайней мере от лишних переживаний и нервотрепки. Уменьшить груз тяжкого бремени — ухаживания за стариками. Это очень нелегкая работа.
А письмо это написала, потому что уж очень важный разговор начала “Народная газета”. Проблемы старости многогранны, как сама жизнь. А в этой жизни и от нас, стариков, зависит многое. Не стоит забывать об этом, по крайней мере, пока мы живы и в здравом уме...

  Слыхали? Сладкое для бабушки

На Малоритском консервно-овощесушильном комбинате, который специализируется на производстве детского питания, выпустили новинку — яблочно-морковный и фруктовый десерт с лактулозой и витамином С. Эта вкусная витаминная продукция разработана для... пожилых людей. В разработке этой новинки принимали участие ученые научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси. Первая партия, а это 4 тысячи банок, уже сошла с конвейера. К массовому выпуску названной продукции здесь планируют приступить после окончания сезона заготовок овощей и фруктов.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter