«Не прошел диспансеризацию? Плати за лечение!»

Своим мнением по поводу ожидаемых изменений в законе о здравоохранении поделился член Постоянной комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Олег Сакадынец

Олег Сакадынец считает: полное обследование состояния здоровья каждого белоруса должно проводиться раз в год

Предположительно, со следующего года в стране начнет действовать новый закон о здравоохранении. Парламентарии приняли предложенный законопроект в первом чтении, но оставили время до осенней сессии на его доработку, чтобы сделать документ более гармоничным и созвучным времени. Своим мнением по поводу ожидаемых изменений в законе поделился член Постоянной комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Олег Сакадынец.

— Во время обсуждения проекта закона возникла дискуссия по поводу получения медицинского образования и распределения молодых специалистов. На мой взгляд, закон должен наделить равными правами тех, кто учился за счет бюджетных средств и кто оплачивал обучение самостоятельно: все студенты могут рассчитывать свое первое рабочее место получить от государства.  Депутаты еще не пришли к единому мнению по поводу того, каковы шансы у студентов-платников получить свободное распределение. С целью улучшения демографической ситуации в закон нужно внести статьи об экстракорпоральном оплодотворении и суррогатном материнстве и обязательно оговорить материальную поддержку в этих случаях со стороны государства. 

Многие депутаты заострили внимание на 23 статье закона, которая касается патолого-анатомического исследования. Лично я тоже придерживаюсь мнения, что эту позицию нужно скорректировать: если родственники сами просят не проводить вскрытие, то этого делать не нужно, и закон должен это оговаривать. 

Изменения в законодательстве вызваны необходимостью и временем. Хотя некоторые депутаты предлагали вернуться в прошлое – например, ввести прежние формы управления отраслью посредством городских и районных отделов здравоохранения. В этом тоже есть рациональное зерно, но, скорее всего, предложение будет отклонено, поскольку в любом случае смотреть стоит только вперед. 

Как бы там ни было впереди, еще есть 3—4 месяца, чтобы доработать некоторые положения, внести и обсудить конструктивные предложения по тем или иным статьям. 

— А лично вы какими статьями или пунктами хотели бы дополнить закон, на чем заострить внимание? 

— Практически у каждого из нас есть автомобиль, который раз в год проходит тех-осмотр. Без этого он не может участвовать в дорожном движении. Я бы, как врач, хотел, чтобы и каждый человек раз в год тоже проходил «техосмотр». Речь идет об обязательной диспансеризации. Это, поверьте, спасло бы тысячи жизней. Есть по этому поводу некоторые нормативные акты, но, на мой взгляд, порядок обязательной диспансеризации должен быть прописан и в законе. Тем более я думаю, что организации здравоохранения республики смогут раз в год обследовать всех жителей. Есть ведь много заболеваний, выявление которых не требует серьезных технических и финансовых затрат. Это и наружная форма локализации онкологических заболеваний, и диагностика гипертонической болезни, которая требует только измерения давления. Кроме того, мы обязаны хотя бы раз в год сделать электрокардиограмму, помочь избавиться от вредных привычек… 

— К сожалению, вето на них в законе не наложишь. А хотелось бы? 

— В одной из европейских стран в телеэфир запустили ролик, в котором человек, страдавший от рака горла, рассказывал, как он много курил и что в результате получилось. Следом проводился соцопрос, и он показал, что курильщиков среди населения стало меньше на 25 процентов. На их решение повлияла именно эта социальная реклама. Медикам нашей страны, может, и не надо так запугивать народ, но во время диспансеризации следует растолковывать возможные последствия. Кстати, среди больных раком легких 90 процентов – курильщики. Поэтому диспансеризацию считаю обязательной. Я бы и в закон внес такой пункт: того, кто ее не прошел, не обслуживать бесплатно в больницах и поликлиниках. Поверьте, это было бы хорошей мотивацией. 

— Олег Степанович, а может, этой мотивацией способна стать страховая медицина? 

— На мой взгляд, в будущем мы к этой модели обязательно придем. Пока население не настолько обеспечено, чтобы оплачивать страховой полис, а это приблизительно 30 процентов заработной платы. Тем более если учесть, что эта возможность не всегда реализуется. Однако уверен: спустя какое-то время депутаты обязательно будут рассматривать законопроект о страховой медицине и статьи, гарантирующие бесплатный пакет услуг при опять-таки выполнении определенных условий, например диспансеризации. А пока вполне оправдано и существование медицинских центров, которые оказывают платные услуги. Население должно иметь право выбора, а собственники всех видов – равные права. Минздрав же должен контролировать качество услуг как в частной, так и в государственной организации. С сожалением могу отметить, что все же государственные структуры проигрывают коммерческим именно в деонтологическом аспекте, хотя в законе и выделены отдельными пунктами необходимость уважительного отношения к пациентам и соблюдения медицинской этики. 

— С обязанностями понятно. Как человек, знающий насущные проблемы медиков, вы можете сказать, что сегодня их волнует больше всего? 

— В основном в законе уже все выверено. Единственное, что хотелось бы, — увеличить заработную плату медицинского работника. Приятное событие нынешнего года: накануне профессионального праздника Президент Беларуси подписал указ о материальном стимулировании труда молодых специалистов. Хотелось бы, чтобы более понятным стал и вопрос об оплате труда и профессорско-преподавательского состава, научных работников и практического врача, выполняющего сложные операции и имеющего высокую квалификацию. К этой теме необходимо вернуться вновь. 

— Считаете, такие меры помогут полностью исключить вероятность «вознаграждения» со стороны некоторых пациентов? 

  А они уже исключены раз и навсегда законом о коррупции. Хотя у меня, как у потребителя и поставщика медицинских услуг, к нему двоякое отношение: случается, что человек действительно с глубокой благодарностью относится к врачу, который спас его от смерти, и хочет от чистого сердца преподнести сувенир. Отказ от него обижает пациента, оскорбляет. Совсем другое отношение у меня к ситуациям, когда они принимают характер вымогательства, здесь-то и должен вступать в действие закон и правоохранительные органы. 

На снимке: в амбулатории  агрогородка Крупица Минского района жители деревни могут получить  практически полный перечень медицинских услуг.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter