Емкий, перспективный, быстрорастущий рынок: эксперты — о том, почему Азия — один из наиболее выгодных векторов внешнеэкономического развития

Не пропустить свой поворот

Принимая в конце сентября верительные грамоты послов девяти государств, Президент акцентировал внимание, что, находясь на границе между Западом и Востоком, Беларусь как никакая другая страна понимает важность созидательной, объединительной международной повестки и неизменно работает над ее практическим исполнением. Говоря о связях с Азией, которая является экономически самым быстрорастущим регионом мира, Александр Лукашенко особо отметил, что Беларусь и многие азиатские партнеры комплементарны в своем взаимодействии.

Эксперты отмечают – экономическое развитие стран Азии приобретает новое качество, позволяющее говорить о регионе не только как о мастерской мира, но и  как о потребителе мира. А на фоне санкционного давления со стороны Запада поворот в Азию – один из наиболее перспективных векторов внешнеэкономического развития нашей страны. Что необходимо предпринимать для активизации работы на азиатском направлении, обсудили участники круглого стола «Р».

коллаж любови царюк

В круглом столе «Р» приняли участие председатель БелТПП Владимир Улахович, член Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Анатолий Насеня, аналитик Белорусского института стратегических исследований Юрий Ярмолинский и доктор экономических наук, профессор Валерий Байнев.

 Владимир УЛАХОВИЧ. Анатолий НАСЕНЯ. Юрий ЯРМОЛИНСКИЙ. Валерий БАЙНЕВ. 
Стратегический расчет

Владимир Улахович:

— Для нас представляют большой интерес страны Азии, в частности Китай, Индия, Вьетнам, Пакистан. Азиатский регион сегодня — это емкий, перспективный и быстрорастущий рынок, который не только способен импортировать белорусскую продукцию, но и обладает инвестиционными возможностями. С государствами региона у Беларуси сформирована прочная договорно-правовая база сотрудничества, которая продолжает пополняться новыми соглашениями в перспективных областях. Экспорт нашего продовольствия в страны Азии за последние пять лет увеличился в 13 раз — только в прошлом году он достиг 356 миллионов долларов. Население региона велико, что гарантирует постоянный спрос на продукты питания. Беларусь поставляет в широком ассортименте молочную и мясную продукцию, сахар, рапсовое масло и другие продовольственные товары в 37 стран Азии.

При этом отмечу, что освоение азиатского рынка белорусскими производителями началось давно. Этот процесс имеет свою историю. И можно сказать, что это история успеха. На протяжении десятилетий наши предприятия эффективно работают на рынке Азии, понимая, что будущее мировой экономики связано с этим регионом. Это не только наше видение, но и видение крупных игроков на глобальном уровне. Сегодня мы наблюдаем, как динамично развиваются экономики этих стран, и можем уверенно подтвердить, что нами был выбран правильный подход. 

Азиатский рынок интересен еще и тем, что там отсутствуют барьеры, какие бывают у наших партнеров в Европе, где предложения об экономическом сотрудничестве сопряжены с выполнением определенных условий. Таких правил и ограничений на азиатском рынке нет.

Два последних года были не очень показательными в силу объективных причин. Однако по итогам восьми месяцев 2021 года фиксируется значительный рост нашего экспорта в этот регион. Если посмотреть на формулу 30/30/30, прописанную в предыдущей редакции Национальной программы поддержки и развития экспорта Республики Беларусь, то как раз направление стран «дальней дуги» всегда было обеспечено. Даже на фоне эпидемиологических ограничений мы приросли по отдельным видам продукции. Если увеличение поставок продовольствия на рынки стран СНГ составило 5 процентов, то на рынках азиатских государств этот показатель около 45 процентов. Освоение идет успешно, несмотря на все сложности, которые существуют сегодня. 

Анатолий Насеня: 

— Подчеркну, что поворот в Азию не случайность. Многовекторность экономики нашей страны наблюдалась в течение многих десятилетий. Но в данной ситуации, когда мы столкнулись с санкциями со стороны Запада, азиатское направление начало играть особую роль. Необходимо планировать замещение в той или иной степени европейского рынка рынками других стран, поскольку введенные санкции Запада — это в первую очередь защита своих внутренних рынков, в том числе от наших товаров. Надо называть вещи своими именами. Это бандитский способ выброса белорусской продукции со своей территории. Учитывая опыт экспортного развития нашей страны и промышленного потенциала предприятий, Азия однозначно является одним из самых перспективных направлений. 

Юрий Ярмолинский: 

— Этой темой в БИСИ мы занимаемся практически с момента образования нашего института. И наша активность — это не просто рефлексия на международные тренды и события, а осознанная реакция на критическую важность данного географического направления для экономического будущего нашей страны. А если говорить конкретно по фактам, то есть ряд причин как исторического плана, так геополитического и внутреннего. И прежде всего стоит смотреть на цифры. Почему, собственно, Азия? Во-первых, спустя 300 лет исторический маятник снова качнулся в сторону этого континента. В конце XVII века Азия генерировала более двух третей мирового ВВП, там проживало три четверти населения Земли. В XVIII веке только удельный вес Индии в мировой экономике был таким же, как и Европы. Затем на протяжении трех столетий роль Азии падала по мере роста западных стран на базе научно-технической и промышленной революции. Сейчас мы наблюдаем обратную тенденцию. Во-вторых, следует иметь в виду емкость рынка Азиатско-Тихоокеанского региона. На сегодняшний день это примерно 4,2 миллиарда человек, или около 60 процентов от общей численности мирового населения. Поэтому эксперты говорят о наступлении так называемого азиатского века. И то, что Азия будет править в ближайшие 200–300 лет миром, сомнений нет. Даже с точки зрения человеческих ресурсов.

Континент выступает в качестве двигателя мирового прогресса. Например, тот же Китай по ВВП превзошел США уже в 2016-м по паритету покупательной способности. Индия — самая быстроразвивающаяся экономика, конкурирующая с Китаем. Прогноз по Индии на 2021 год — 11,5 процента роста ВВП, хотя в прошлом экономика страны просела на фоне пандемии.


Валерий Байнев: 

— Прежде всего хочется еще раз сказать несколько общих слов о политике санкций, которые западные страны в последнее время применяют по отношению к Беларуси и другим странам мира. Не секрет, что любое внеэкономическое воздействие на спрос и предложение решительно смещает экономическую систему из состояния наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов. С этой точки зрения коллективный Запад, объявивший половине мира, включая Беларусь, торговые вой­ны и санкции, выступает, с одной стороны, главным разрушителем планетарной экологической системы. Это следует из того, что из-за помех свободному рынку дефицитные планетарные ресурсы расходуются менее эффективно, чем это могло быть при беспрепятственно функционирующей мировой рыночной системе. А с другой — западные страны, в конце прошлого века действительно служившие для всего мира, включая народы бывшего СССР, оплотом свободы и демократии, своими нынешними санкциями и торговыми агрессиями окончательно подорвали свой либерально-демократический имидж. Нынче именно коллективный Запад являет собой воплощение нерыночных авторитарных принципов хозяйствования, которыми он, однако, пугал и по привычке все еще продолжает стращать весь мир. А наша «авторитарная» Беларусь, пытающаяся выстраивать свободные взаимовыгодные торгово-экономические отношения со всеми странами мира, в том числе с тем самым Западом, наоборот, де-факто выступает последовательным сторонником принципов свободной рыночной экономики. Такая вот метаморфоза случилась с миром в последние годы.

Риски и выгоды 

Владимир Улахович: 

— В деловых отношениях всегда есть определенная степень риска и непредсказуемости. Это закон экономических связей. Но если положить на весы возможности, которые открываются на рынках Азии, и риски, то они несопоставимы. Это огромный перспективный рынок, где есть множество свободных ниш для белорусской продукции и новых технологических проектов, в которых участвуют крупные международные корпорации. Сегодня мы наблюдаем тенденцию, когда небольшие страны занимают солидные позиции на рынке глобальных поставщиков отдельных видов продукции. О роли Азии в мире свидетельствует любопытный факт. Уже не секрет, что нынешний энергетический кризис в Европе вызван тем, что страны — экспортеры энергоресурсов предпочли азиатское направление как премиальный рынок. Это о многом говорит. 

Юрий Ярмолинский: 

— Если подходить совсем строго, то термин «поворот» не совсем точный. Потому что мы от Азии никуда не отворачивались. Сейчас речь идет о более гибком реагировании на ситуацию, которая складывается вовне и внутри страны, и качественной перестройке работы. Одним из таких направлений является расширение сети дипломатических представительств в Индии, Вьетнаме и Китае. То есть мы говорим о более системном присутствии в Азии за счет поиска новых точек роста в каждом из субрегионов. Эта работа, на наш взгляд, должна осуществляться на основе общенациональной стратегии. Причем комплексной, взаимоувязанной и скоординированной с позицией единого центра. Не только имея в виду внешнюю торговлю — как известно, в стране анонсирована разработка новой внешнеэкономической стратегии, которая должна быть принята до конца текущего года. Мы исходим из того, что такой документ — это необходимая, но недостаточная мера. Общегосударственная стратегия должна учитывать и другие не менее важные компоненты, например гуманитарный, что предполагает повышение осведомленности широких слоев общества и профессиональных сообществ об азиатских перспективах.

Внутреннее развитие за счет открывающихся возможностей в Азии должно стать общегосударственной задачей. Такой подход предполагает концентрацию ресурсов на главных направлениях — целевых инициативах, бизнес-проектах, мероприятиях и программах, что созвучно принципу «главного звена» мобилизационной (антикризисной) экономики, что особенно актуально с учетом санкционного давления Запада.



Что касается точек роста. Одним из подходов может стать увязка наших национальных интересов с местными стратегиями развития. Надо адресно и точечно штудировать по каждой стране программные стратегические документы развития и накладывать на наши национальные интересы. Такая методология поиска точек роста даст свои плоды, позволит минимизировать поиск, сделать его менее хаотичным и затратным, но более целенаправленным и эффективным. Хотя очевидно, что для этого понадобятся квалифицированные специалисты с соответствующей страноведческой и лингвистической подготовкой, здесь простой релокацией дипломатических кадров или их перераспределением внутри целевой страны не обойтись. 

Валерий Байнев: 

— К сожалению, Запад при всем при этом все еще мнит себя рыночным пупом вселенной, не понимая, что центр тяжести экономической активности неумолимо перемещается в Азию. Великий Китай, мудрая Индия, загадочный Пакистан, несгибаемый Иран, диковинный Вьетнам, экзотическая Индонезия с их поистине бездонными рынками подтверждают точку зрения нашего Президента о том, что на Евросоюзе и других западных странах «свет клином не сошелся». В связи с этим в качестве самокритики хочется указать, что наша страна при всей многовекторности ее внешнеэкономической политики свои взоры намного чаще обращала на «цивилизованный» Запад, явно недооценивая азиатское направление. 

Беларусь с ее высокоразвитым агропромышленным и машиностроительным комплексом способна дать жителям Азиатского региона, что называется, и рыбу, и удочку. При этом в качестве рыбы выступает белорусское продовольствие, известное своим отменным качеством далеко за пределами нашей страны. А удочкой будет служить продукция отечественного индустриального комплекса — наши трактора, грузовики, карьерные самосвалы, автобусы, троллейбусы. Таким образом, думается, что в ближайшие годы нашей стране надо сосредоточить основные усилия на том, чтобы указанную диспропорцию трансформировать как минимум в логичную пропорцию. 

Анатолий Насеня: 

— Поворот в Азию — это не риск, а новые возможности. Этот рынок надо рассматривать как наиболее перспективный и привлекательный. Многие говорят об экспортном чуде Беларуси. И я бы связывал успехи в грамотном выборе многовекторной экспортной стратегии. Первым делом мы выстроили отношения с Китаем и дальше пошли осваивать азиатский рынок. И в данное время это рынок, куда стремятся абсолютно все. Сегодня Азия рассматривается не просто как рынок, а как место для дальнейшего продвижения товаров и услуг. Это регион, который показывает наибольший рост, нет оснований сомневаться, что рост прекратится. 

Опорные точки сотрудничества

Владимир Улахович: 

— Наша стратегия освоения азиатского рынка базируется на нескольких принципах. В первую очередь на общеполитическом. У Беларуси и абсолютного большинства государств Азиатского региона есть общий взгляд на развитие международных отношений. Что касается продвижения нашей продукции, здесь мы ориентируемся на самые востребованные позиции. Например, продукция машиностроения хорошо известна в Азии. Недавно БЕЛАЗ выиграл тендер на поставку самосвалов в Индию. Колоссальной репутацией обладают белорусские трактора в Пакистане. Спросом пользуется техника таких флагманов, как МАЗ, «Белкоммунмаш» и «Амкодор». 

Если говорить о долгосрочной перспективе, то мы делаем упор на создание совместных сборочных производств. Помимо поставок комплектующих, они предполагают создание сервисных центров, сборочных площадок, подготовку кадров. 

Как торговый партнер Беларусь интересна странам Азии не только в области промышленного развития. Напомню, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Беларусь отнесена к критически важным экспортерам, поставляющим на глобальный рынок качественное продовольствие. Это наша традиционная ниша. К новым направлениям я бы добавил деревообработку, где произошел настоящий прорыв. Модернизация, которая проводилась в последние годы, начинает давать свои результаты.


Еще одно перспективное направление — это сфера высоких технологий. Речь идет не только о поставках IT-продуктов и услуг, но и приборостроении, сотрудничестве в области электротранспорта. В социальной сфере мы можем помочь с подготовкой кадров, предложить взаимодействие в медицине и фармацевтике. 

Анатолий Насеня: 

— Мы интересны азиатскому рынку в трех направлениях. Это продовольствие, промышленные товары и сфера услуг. Уже формируется программа социально-экономического развития страны на 2022 год, где предусмотрен дальнейший рост экономики. Основным драйвером должно стать увеличение экспорта. И в экспортной стратегии предполагается всестороннее замещение западного направления странами азиатского вектора. Оттуда идет запрос, и экономика данных стран развивается. На эти рынки надо приходить раз и навсегда. 

Юрий Ярмолинский: 

— Сегодня новое качество Азии, уровень технологического развития, население, растущий средний класс, выход из зоны бедности ведущих стран региона позволяет говорить об этом регионе не только как о мастерской мира, но и потребителе мира. Прежде всего это перспективные потребители наших товаров и услуг. Но при условии, если мы будем без предубеждений и стереотипов смотреть на эти рынки, профессионально их оценивать, системно и глубоко изучать, знать до нюансов и адаптировать свои коммерческие предложения под специфику целевого местного рынка, в том числе по параметрам оптимального сочетания цена — качество, а также сопутствующего сквозного сервиса и технической поддержки. 

При выстраивании коммуникации с азиатскими партнерами белорусским организациям и предприятиям следует не забывать про учет национально-культурных особенностей визави, а также их местной деловой практики. Важно также не скатиться к малоэффективным имиджевым проектам, нацеленным на внешний эффект и показную результативность формального присутствия в Азии. 

Что касается встречного интереса, то мы должны себя адекватно и профессионально позиционировать вовне. Для этого необходима разработка комплексного сквозного национального бренда, синхронизированного с долгосрочной стратегией. Как, например, это делают наши партнеры из Узбекистана.

Валерий Байнев: 

— Хочется заострить внимание еще на одном принципиальном моменте. В сложные для человечества годы — войны, кризисы, эпидемии и т.п. — резко возрастает значимость подлинных, а не навеянных модными трендами и стремлением к престижу эфемерных экономических благ. Свою истинную ценность приобретают нужные всем нам в повседневной жизни самые обычные продукты питания, одежда, мебель, строительные материалы, транспорт, а также средства их производства. В связи с этим, думается, избранный нашей страной путь на развитие производящего все это реального сектора экономики, и прежде всего отечественного промышленного комплекса, не подводит белорусов в нынешнюю трудную минуту, открывая новые возможности во взаимодействии с азиатскими странами. 

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter