Не проплывайте мимо

Проект "Арт-острова": уже в третий раз остров Комсомольцев украшают инсталляции современных художников

Комсомольское озеро — притягательное место. Летом здесь всегда полно отдыхающих, родителей с детьми, бегунов с плеерами и влюбленных парочек. Именно тут размещают скульптуры и инсталляции современных художников: проект «Арт–острова», организованный при поддержке Министерства культуры, Мингорисполкома и Альфа–Банка три года назад в порядке эксперимента, прижился и стал неотъемлемой составляющей летней городской среды.

В работах участников «Арт-островов» прослеживается тема 950-летия Минска

Если поначалу большие арт–объекты и скульптурные инсталляции просто вписывали в окружающую среду, то на этот раз художников вдохновляла красивая дата — 950–летие Минска. Лауреаты Национальной премии в области изобразительного искусства в номинации «Скульптура» Василий Тимашов и Полина Пирогова представили новую плетеную работу из лозы под названием «Локатор», забравшись на которую, можно созерцать город. Павел Войницкий и Вадим Мацкевич — «Битву на Немиге», в которой сражаются два рыцаря, золотой и серебряный. В будущем, обещает директор Национального центра современного искусства Наталья Шарангович, проект станет тематическим:

— Пора развиваться. Если прежде мы не задавали конкретного девиза, то сейчас видим: когда ты определяешь тематику, она все–таки дает направление художникам. В этот раз работы авторы так или иначе связали с праздником города. «Битва на Немиге» раскрывает исторический аспект, а в работе Владимира Стальмахова очень хорошо прочитываются мотивы «Летящих над городом» Марка Шагала... Надеемся, к следующему году возникнет новый интересный девиз — и проект приобретет яркие, четкие тематические очертания. Нам бы хотелось разнообразия. Если проследить жизнь «Арт–островов», можно сказать: в первый раз выставлялись достаточно серьезные скульптуры, во второй в большом количестве появились концептуальные вещи. Теперь же много треш–арта, который стал очень популярным направлением в современном искусстве.

Дети воспринимают скульптуры на Комсомольском озере как интересные декорации для игр

Сказка сказывается


Первыми смонтированные на острове Комсомольцев работы традиционно осваивают дети: для малышни любая инсталляция или современная скульптура — в первую очередь отличное место для игры. Вписанные в природно–парковый ландшафт арт–объекты переносят их в сказку. Гигантская кружка Андрея Шиловича, огромные очки Игоря Леонтьева наводят на мысли о Гулливере в стране великанов. Волшебная клумба из 4–метровых одуванчиков, созданная Татьяной Гомзой из отходов производства «Белпласта», отсылает к приключениям Незнайки (взрослые на этом месте могут серьезно покивать головами и порассуждать об экологии и возможности создать предмет искусства из пластика вместо того, чтобы загрязнять им природу).

Находящиеся в двух шагах «Городские секретики» художниц по стеклу Жанны Морозовой и Елены Чепелевой заставляют поностальгировать по детству: три бетонных кольца–колодца превращены в украшенные стеклянной мозаикой коробочки с зеркальным дном, в которых хранятся девчачьи сокровища. Кто ж в свое время не закапывал во дворе смешных и трогательных секретиков, пряча самое дорогое — изумительно красивую пробку от разбившегося графина или кусочек наборного браслета от часов? Прозрачные крышки «коробок» слегка присыпаны песком, можно разгрести его и заглянуть внутрь, в маленькую чужую тайну.

Отдельная прелесть современных арт–объектов в том, что часто не угадать, из чего они созданы. Например, скульптура «Внутреннее пространство» Александра Соколова смотрится как металлическая, даже тронута ржавчиной, на ощупь — как деревянная, а на деле — из пластика. «Планета» семейного тандема заслуженного деятеля искусств Анатолия Артимовича и его сына, молодого скульптора Ивана Артимовича, на вид как будто вытесана из огромного каменного валуна. В реальности же авторы использовали монтажную пену, укрепленную цементом.

Немецкие художники провели мастер-класс по тейп-арту – новой для белорусов технике создания работ из цветного скотча

Скотч для стереоэффекта


Отдельная забота и цель организаторов — придать «Арт–островам» международный оттенок. Наталья Шарангович объясняет мотивы:

— Хотелось бы, чтобы каждый год несколько стран представляли своих художников. Это всегда интересно, потому что тогда наше искусство попадает в какую–то другую, необычную среду.

В прошлом году в «Арт–островах» приняла участие Польша, в этом посольство Германии в Беларуси посодействовало прибытию в Минск творческого дуэта Таре Тhat. Штефан Буш и Ми Лан Нгуен работают в непривычной для нас технике тейп–арта — создают из разноцветного скотча картины со стереоэффектом.

— Может быть, эта техника и не войдет в наш обиход, — признает Наталья Шарангович, — но, во всяком случае, состоится культурное знакомство.

ovsepyan@sb.by

Автор фото: Александр СТАДУБ
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости