Не проходите мимо?

Быть или не быть безучастным к судьбе человека, попавшего в опасность, каждый решает сам

Быть или не быть безучастным к судьбе человека, попавшего в опасность, каждый решает сам


И все же есть одно «но». За свое бездействие некоторые люди уже заплатили: кто–то — деньгами, а кто–то — свободой. Этим материалом мы продолжаем серию публикаций о необычных видах преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. Ситуация первая. Драка. Летний вечер, бар, два подвыпивших парня вышли «поговорить». Померявшись сообразительностью в словесной перепалке, Владимир Рулевич* и Александр Горохов решили потягаться силами. Поединок закончился, толком не успев начаться: Рулевич кулаком ударил по лицу Горохова, тот пошатнулся, потерял равновесие и рухнул на асфальт. И больше не поднялся. Владимир, испугавшись, убежал. История, развивавшаяся по обычному сценарию «подрались — разошлись», увы, закончилась трагедией. Судмедэксперты установили, что Горохов при падении получил перелом свода и основания черепа. Возможно, если бы «скорую» вызвали раньше, Александр остался бы жив.


На суде Рулевич свою вину признал полностью. Его действия квалифицировали по двум статьям: причинение тяжкого телесного повреждения по неосторожности и оставление в опасности. Судья приговорил Владимира к выплате штрафов общей суммой свыше 21 млн. рублей и восемнадцати месяцам условно.


Ситуация вторая. Сбитый пешеход. Ноябрь, поздний вечер, пустые улицы. Подъезжая к перекрестку, Игорь Пуховский машинально глянул в боковое зеркало заднего вида. Затем — сильный удар. Лобовое стекло вдребезги. Игорь не понял, что случилось. Может, кто–то швырнул в машину камень? На перекрестке Пуховский свернул и въехал во двор ближайшего дома. Там он осмотрел автомобиль: по вмятине на капоте понял, что сбил человека. Однако на место происшествия возвращаться побоялся.


Сделку с совестью водитель–беглец пытался заключить почти сутки. Совесть была неподкупна. Прослонявшись весь следующий день по городу, Пуховский добровольно пришел в ГАИ...


Сбитый пешеход Петр Зайцев выжил, но пострадал серьезно: закрытая черепно–мозговая травма, оскольчатый перелом плечевой кости... События того дня, который мог стать для него последним, помнит частично: был у сестры, выпивал, захмелел, пошел домой. Дальше провал. Очнулся в больничной палате. Несмотря на предстоящие месяцы, которые придется провести в гипсе, Зайцев претензий к водителю сбившей его машины не имел.


Зато свое слово в суде сказал государственный обвинитель. От тюрьмы раскаявшегося водителя спасло только то, что на иждивении у него находился маленький сын. Пуховского осудили на 2 года без направления в исправительное учреждение открытого типа. Все это время, дважды в день, он должен приходить в отделение милиции и лично подтверждать факт своего пребывания по месту регистрации.


Ситуация третья. Ссора на бытовой почве. Он места себе не находил, искал ее повсюду. Нашел в гостях, уже изрядно пьяной. Потребовал денег. «Какие деньги?! — пожала плечами возлюбленная. — Я вчера долги раздала». Размахивая ножом, он пообещал разобраться с «кредиторами». «Брось, — улыбнулась она. — Лучше присоединяйся к нам!» Полилось вино, зазвенели стаканы.


В полночь стали расходиться. Олег Индюков со своей сожительницей Ольгой пошли в одну сторону. Чета Белош — в другую. Через некоторое время ветер донес до семейной пары отчаянно пьяный женский крик.


Тело окоченевшей Ольги Кулеш увезли врачи скорой помощи. Без сомнения, она умерла от переохлаждения. Но что заставило ее «уснуть» на берегу реки? Индюков твердил, мол, подруга была пьяна, идти не могла, все время падала. Ну да, он шлепнул ее всего пару раз, и то исключительно в воспитательных целях. Эксперты, правда, с ним не согласились: вряд ли можно назвать «шлепками» 23 удара, нанесенных руками, ногами, палкой и ножом.


Прекрасно понимая, что сожительница после порции тумаков вряд ли сможет идти самостоятельно, Индюков все же бросил ее замерзать... Через 5 месяцев приговор был оглашен: 3 года тюрьмы за истязание и год исправительных работ за оставление в опасности.


*Некоторые имена и фамилии в тексте изменены по этическим соображениям.


Цифра «СБ»


За 2007 год зарегистрировано 202 уголовных дела по 159–й статье. За 7 месяцев 2008 года таких дел зарегистрировано 84.


Мнение специалиста


Начальник отдела по надзору за следствием в органах внутренних дел Владимир Мацель:


— Оставление в опасности — правонарушение нераспространенное, дел по 159–й статье возбуждается немного. Какой–либо сложности в расследовании таких преступлений нет. Единственная проблема — доказать умысел: человек должен четко осознавать, что оставляет в опасности другого человека, не оказывая ему необходимую, не терпящую отлагательства помощь. Обычно 159–я статья применяется в совокупности со статьей о нарушении Правил дорожного движения. В зависимости от обстоятельств наказать могут и штрафом, и лишением свободы до трех лет.


Не оказать помощь тому, кто в ней нуждается, негуманно, но и не всегда преступно. Предположим, человеку стало плохо на улице, сердечный приступ, он упал, а прохожие даже внимания не обращают. Трудно назвать их преступниками. Во–первых, люди привыкли, что в большинстве случаев лежащий на земле человек — просто спящий забулдыга, который с самого утра принял «на грудь». Во–вторых, многие не хотят связываться с правоохранительными органами: вызвавший милицию человек обязательно будет допрошен, а если у пострадавшего вдруг пропала какая–то вещь, то и под подозрение «спаситель» может попасть. Получается, решил помочь — натолкнулся на проблемы.


Сложно определить грань между негуманностью и преступностью. Был случай, когда трое молодых парней ушли в лес за грибами. Один из них заблудился. Его приятели начали поиски, которые так ничем и не окончились. Тогда парни вернулись домой. Друга через некоторое время нашли мертвым. Как расценивать эту ситуацию? Оставили в опасности, не оказали помощь, но ведь была веская причина: не нашли, хотя и старались. К ответственности этих грибников никто не привлекал. Другое дело, когда помощь можно было оказать, но людям просто было лень. Например, компания отдыхала в укромном месте на берегу реки, естественно, выпивали. Одному из них стало плохо. Даже ближе к вечеру, когда надо было собираться домой, он не протрезвел. Его решили оставить проспаться. К утру человек умер от переохлаждения. В данном случае речь идет об оставлении в опасности.


Часто люди становятся очевидцами преступлений. Но и здесь обвинить кого–то в том, что не попытался пресечь правонарушение, — очень трудно. Порой даже сотрудникам милиции сложно что–либо предпринять, пусть даже у них есть оружие. Теоретически таких вот бездействующих свидетелей к ответственности призвать можно, но на деле доказать их вину не так–то просто.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter