Не продается вдохновенье?

Нужны ли школьные литературные сочинения? Этот вопрос сейчас активно обсуждается в России, и похоже, что Министерство образования РФ склоняется к тому, чтобы отменить сочинения как форму аттестации.
Нужны ли школьные литературные сочинения? Этот вопрос сейчас активно обсуждается в России, и похоже, что Министерство образования РФ склоняется к тому, чтобы отменить сочинения как форму аттестации. Из-за чего все же сыр-бор?

Ни для кого не секрет, что сочинения большинства наших школьников (а также абитуриентов) давно уже состоят из пересказа мыслей критиков. Учителя испытывают прилив гордости, если в одном сочинении наберется хотя бы абзац самостоятельных мыслей. Это раньше про фамусовское общество созидали всей семьей: вымучивала фразы мама, подкидывал идеи папа, а ребенок старательно подчеркивал цитаты из Белинского, которые хоть как-то можно пристроить в первый и последний абзацы. Теперь нет проблем. В любом книжном вы найдете "100 лучших сочинений", проще простого выудить из Интернета хоть про Грибоедова, хоть про Пушкина, который "наше все", да и вообще про что угодно. И вряд ли стоит удивляться, что дети этим пользуются. Школьная программа перегружена, и они просто пытаются экономить свое время. Но тогда возникает вопрос: в чем, собственно, смысл такого "сочинительства"? И насколько серьезно сочинение как вид проверки знаний учеников себя скомпрометировало? Ведь мы привыкли к тому, что отечественное образование - самое лучшее в мире, именно потому, что оно делает из наших детей творцов.

- Сочинение уже давно не является экзаменационным видом работ, - говорит инспектор по русскому языку и литературе Министерства образования Галина Яскевич. - В прошлом году 9-классники писали диктант, в этом - изложение. Остаются, однако, обязательные контрольные классные сочинения: два в 9-м классе, и четыре в 10-м и 11-м. От обязательных домашних сочинений мы уже отказались.

- Как вы оцениваете качество сборников сочинений для школьников?

- Оно не самое лучшее. Да мы за него и не отвечаем, т.к. на этих сборниках нет грифа нашего министерства. На белорусский рынок эти книги выбрасывают российские коммерческие издательства, и контролировать весь поток мы не можем.

- Что, на ваш взгляд, более объективно отражает уровень знаний: изложение, диктант или тест?

- У каждого из перечисленных видов проверки свои задачи. Изложение - это проверка памяти и умения пересказать чужую мысль, сохраняя при этом стиль автора. С помощью диктанта проверяется знание орфографии и пунктуации. Понимая, какие проблемы возникают у многих школьников при написании сочинений, я считаю, что без них тем не менее не обойтись. Концепция языкового образования построена на коммуникативной основе. Задача сочинения - развитие личности ребенка, интеграция знаний, представлений и опыта, которые он получает из разных источников. При этом мы должны равняться на сильных, а не на слабых учеников.

А что думают по этому поводу практики? Поговорить с учительницей русского языка и литературы минской гимназии N 8 Тамарой Дорожинской мне дружным хором рекомендовали ее ученики.

- Будут ли ребята списывать, зависит главным образом от учителя, - считает Тамара Валентиновна. - Для того чтобы заинтересовать учеников, не нужно предлагать им набившие оскомину темы, которые можно найти во всех сборниках. Про Чацкого или Молчалина даже очень одаренный ребенок вряд ли скажет что-то новое, а вот если предложить порассуждать на тему дневниковых размышлений Печорина о счастье и дружбе в сравнении с его собственными... Или задать девочкам сочинение на тему "Татьяна и современные девушки". Вполне возможно в награду получить почти шедевр. Даже если это неказистый с виду опус, опытный учитель всегда увидит личное отношение и оценит это по достоинству.

- А как же быть детям с математическим складом ума, которые откровенно страдают, когда их впихивают во временные рамки двух уроков и призывают творить?

- Да, это испытание для ребенка. Однако Лев Николаевич Толстой в школе писал сочинения на "двойки" и все же стал великим писателем.

- Кстати, согласно опросу, проведенному Министерством образования России, 45 процентов школьников "ненавидят" Толстого и Достоевского и еще столько же сказали, что никогда не читали ни того, ни другого...

- За все время моей работы я еще ни разу не встречала ученика, который бы "ненавидел" одновременно и Толстого, и Достоевского. Это сложные, конечно, писатели. И очень разные. Когда есть желание покопаться в себе, все читают Федора Михайловича, а если желают чего-то яркого и необычного, открывают Льва Николаевича. Такие тенденции прослеживаются из года в год. Та же ситуация с Пушкиным и Лермонтовым.

- Как же вам удается заинтересовать детей?

- Ребенок всегда должен знать, зачем он делает что-либо. Скажем, он должен осознавать, что поэзию Блока он читает для того, чтобы иметь возможность красиво признаться девушке в любви, Маяковского - чтобы при необходимости уметь резким красивым словом поставить на место обидчика. То есть литература интересна не только сама по себе и как предмет, она пригодится детям в будущем. И я помогаю им это понять.

- А как вы относитесь к реформам образования?

- Я боюсь слова "новаторство" применительно к школе. Учителя ведь по натуре консерваторы. Я считаю, что нам нужно прежде всего сохранить, уберечь и приумножить то лучшее, что есть в классической педагогике. Я думаю, что у нас действительно лучшее образование. И не стоит следовать любым модным веяниям, прежде чем мы не усвоим как следует старые проверенные методики.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter