20 лет исполняется управлению по наркоконтролю МВД

Не пробуй — не судим будешь

Борясь со смертью, расфасованной в привлекательные упаковки, эти люди спасают сотни жизней. За два десятилетия борцы с наркотиками изъяли сотни килограммов различного зелья, арестовали тысячи дилеров и спасли немало тех, до кого так и не дошли ядовитые дозы. 9 октября исполняется 20 лет со дня создания управления по незаконному обороту наркотиков МВД. Сегодня оно называется главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. О том, как работалось раньше и как сейчас, мы поговорили с исполняющим обязанности начальника УНиПТЛ ГУВД Мингорисполкома Алексеем Макуриным и руководителем отдела аналитической разведки Андреем К.

Наркодилер, хочешь сесть в тюрьму? Езжай в Минск


На службу, связанную с борьбой с наркотиками, Макурин пришел в 1998 году. Начинал ее в отделе уголовного розыска. Через два года оказался в группе нравов и незаконного оборота наркотиков. Тогда, в конце 1990 — начале 2000–х, основной проблемой были традиционные наркотики: опий, героин, марихуана. «Нам, молодым сотрудникам, многому приходилось учиться с нуля. В то время Академия МВД знаний по видам наркотиков почти не давала», — вспоминает Макурин. Группа в Ленинском райотделе милиции Минска состояла из двух человек. Через три года их стало пятеро. «Проблема наркомании начала нарастать, и вдвоем мы уже просто не справлялись. И больше всего работы прибавилось в 2002 — 2003 годах, когда начал появляться амфетамин, — он шел из Польши и Литвы», — рассказывает Макурин.

Владельцы сетей по продаже спайсов предлагают повышение особо старательным работникам.
Можно «дослужиться» до двухкомнатной квартиры в центре Минска, аренду за которую будет платить наркоторговец.
Правда, и в эту дверь рано или поздно постучит сотрудник «Алмаза».

За продажу раньше в основном задерживали на «точках». Это были обычные квартиры, в том числе съемные. В Минске на улице Зимней долгое время находился жилой дом, в котором, по словам оперативников, ушлые наркоманы могли купить в любое время абсолютно любое зелье. Наркосбытчики использовали всевозможные методы конспирации. Это затрудняло работу оперативников. Не обладая более или менее конкретной информацией, было сложно найти запрещенные вещества. Искали с собаками. Те никогда не подводили. Сегодня, рассказывает Андрей, 80% наркотиков в стране покупается через интернет. И речь иногда идет не только об интернет–магазинах. Существуют целые торговые площадки с филиалами в разных городах мира. Есть профессиональные интернет–сообщества, где торговцы общаются между собой посредством различных криптографических мессенджеров, сервера которых расположены за границей. И тут свои сложности. Так, в мире набирают обороты браузеры и специальное программное обеспечение, которые дают высокую степень анонимности в сети. Однако спрятаться в интернет на сто процентов, уверены оперативники, невозможно. Кстати, оперативники отмечают, что все чаще на форумах можно прочитать об отказе продолжать работу. Это связано с ужесточением наказания за распространение, уверены в милиции. У торговцев наркотиками даже существует поговорка: «Хочешь сесть в тюрьму — езжай в Беларусь. Хочешь сесть в тюрьму быстро — езжай в Минск».

При штурме этой нарколаборатории бойцы подразделения «Алмаз» на секунду замерли в нерешительности, услышав молитвы за дверью.
«Может, вы ошиблись адресом?» — решили они уточнить у оперативников. Квартира оказалась нужной.
Это просто молодой химик–лаборант читал рэп во время приготовления зелья.



Справка «СБ»

Сотрудниками аналитической разведки ГУНиПТЛ МВД в текущем году пресечена деятельность 51 интернет–магазина по реализации наркотических средств и психотропных веществ. Заблокировано 136 кошельков электронных денег и 6 WMID Webmoney (Технобанк), 245 кошельков электронных денег EasyPay (Белгазпромбанк).

Наркотик «на коленке»


Минск и правда раньше притягивал наркоторговцев. И в 2010 году именно сюда хлынули новые синтетические «чудесные» вещества. Они приходили под видом курительных смесей, а позже соли для ванн, которыми обрабатывали аптечную мать–и–мачеху и сбывали опять же как курительную смесь. «Для нас это было настолько ново! Первое время просто не могли понять, что происходит. Но их становилось все больше и больше», — вспоминают в управлении. В тот год около 1.000 задержаний наркоторговцев в Минске прошло «вхолостую»: их просто отпускали. А через год изменили список запрещенных препаратов, и это в буквальном смысле развязало милиции руки. Статистика задержаний пошла вверх. И теперь, по наблюдениям Макурина, спайса стало намного меньше: «До середины 2015–го спайс лидировал. Но со второй половины прошлого года ситуация изменилась».

Брат и сестра переехали жить в Минск из Украины. Недолго думая, занялись прибыльным и легким делом.
За пару месяцев у них на руках был уже огромный список мест, в которых они оставляли закладки.
«Алмаз» брал их квартиру штурмом с крыши.


Во времена торговли традиционной отравой существовала даже доморощенная наркомафия. По оперативным данным, периодически даже конфликты между торговцами случались. «Они не объединялись в группировки, все–таки Беларусь — не Мексика. Да и этот вид преступлений никогда не считался «элитным». В тюрьме, например, «барыга» не был уважаемым человеком. Ведь продавать наркотики — значит продавать смерть, разрушать семьи, нести горе». Сегодняшний аналог таких разборок — DDos–атаки, которые владельцы одних интернет–магазинов по продаже спайсов устраивают на другие. Нередко «закладчики» заказывают по интернету дозу, а затем перепродают ее в другом интернет–магазине, уже дороже.

За этот год в Минске прикрыли 3 лаборатории, в которых изготавливали спайсы. Макурин вспоминает, как их группа несколько лет трудилась над раскрытием громкого преступления, о котором говорили потом во всем СНГ. На химика из Могилева выходили 1,5 года. При задержании у него изъяли 5 килограммов метадона. Он делал его на заводском оборудовании одного из предприятий. «Это был умнейший человек в своей профессии. Чтобы до него добраться, сначала нам пришлось по цепочке задержать ряд его подельников, которые распространяли наркотик». Оперативник рассказывает, как такие же «специалисты» около 10 лет назад обнаружились в научно–практических институтах. И бывали случаи, когда подобных деятелей задерживали уже ближе к их пенсии.

Этот пневматический пистолет и свертки принадлежали двоим друзьям, которые жили в общежитии и оборудовали склад на этаже, где шел ремонт.
Один из них работал в такси, и на этой машине они объездили всю Беларусь, развозя клиентам «товар».


Теперь, говорит Андрей К., преступники без проблем и задешево приобретают за рубежом специальные лаборатории–конструкторы. Они представляют собой колбу, генератор и другую специальную посуду. При этом, кроме инструкции по сборке, предлагают сразу прикупить и ингредиенты для изготовления продукта. В зависимости от вида конструктора за пару суток на такой «кухне» можно сделать 500 граммов опасных психотропов. И химические познания для этого вовсе не обязательны.

Смерть от первой дозы


У современных наркодилеров вообще отношение к товару не всегда серьезное. Создается ощущение, что порой они приравнивают его к пищевому продукту. Андрей К. припоминает случаи передозировки от «марок»: «Наркодилеры, не понимая, что творят, делая наркотик, просто капали с пипетки на «марки» сильнодействующий раствор психотропного вещества. В результате с первого употребления умирали люди. То же самое и с производством спайса. Стоит немного переборщить с дозировкой при производстве курительной смеси, и от одной дозы человек может скончаться. Каждый случай передозировки в ГУВД отслеживают особенно тщательно.

Одна из самых крупных партий, обнаруженных оперативниками, — 13 кг ингредиентов,
из которых могло быть сделано 2 (!) тонны так называемых «дизайнерских» наркотиков.
 Тайник обнаружили под мостом на развязке проспектов Дзержинского и Жукова.
Задержали и хозяина, как выяснилось, одного из основных поставщиков психотропов в городе.
Фото  Артура  ПРУПАСА.

Сколько бы ни боролись с этой бедой в нашей стране, как бы ни ужесточали наказание, полностью победить ее пока не удается. А может, если выловить всех дилеров, то проблема исчезнет? Увы. Не было бы спроса — не было бы и сбытчиков. Наблюдается и снижение возраста наркоманов. Почему подросток начинает употреблять? «Обычно на него оказывает влияние дурная компания. Никому не хочется быть белой вороной. Некоторые пробуют, потому что «очень любят свою девушку или парня». Если подросток перестает употреблять наркотики, его стараются выставить изгоем», — объясняют оперативники и добавляют, что трубить о проблеме нужно везде. «И нечего тут стесняться. Такая проблема есть. Мы же пишем везде: не кури! Так и здесь должно быть: не пробуй!» — эмоционально ударяет по столу кулаком Алексей Макурин.

Кстати

Беларусь — активный участник международной операции «Канал» по перекрытию каналов контрабанды наркотиков, проводимой под эгидой ОДКБ.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 194 (25076). Суббота, 8 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter