Не превратить уборку в гонку. Хмарилось, но до четырех часов нам просто необходимо было убрать это поле, а Михаил торопиться не велит…

…Несколько шагов по узенькой лесенке – и я в кабине. Комбайн – машина любопытная для любого мало-мальски увлекающегося техникой. Вот и водитель председателя СПК «Большие Новоселки» не задумываясь сменил вездеходную «Ниву» на комфортабельную «Лиду». И хотя у меня «обмен» не столь полноценный – как-никак всего лишь письменный стол с компьютером, крутить штурвал громадного КЗС-7 от этого не менее интересно.
…Несколько шагов по узенькой лесенке – и я в кабине. Комбайн – машина любопытная для любого мало-мальски увлекающегося техникой. Вот и водитель председателя СПК «Большие Новоселки» не задумываясь сменил вездеходную «Ниву» на комфортабельную «Лиду». И хотя у меня «обмен» не столь полноценный – как-никак всего лишь письменный стол с компьютером, крутить штурвал громадного КЗС-7 от этого не менее интересно. «Большие Новоселки» — одно из сильнейших хозяйств в Борисовском районе. Здесь самые высокие надои в районе, неплохие привесы, да и урожайность позволяет хозяйству держаться в первой тройке. Не так давно СПК лидировал по площадям, но с тех пор, как объединили несколько местных хозяйств, первенство пришлось отдать. — Весной сеяли только семь дней, — рассказывает председатель СПК Виктор Маевский. – Успели обработать свыше тысячи гектаров, а потом три недели простаивали из-за дождей. Если бы погода дала хотя бы еще недельку поработать, результат был бы намного выше. Там, где успели отсеяться, урожайность оказалась на славу. Но погода берет свое. …Группа из восьми комбайнов, в одном из которых сижу и я, медленно, шаг за шагом «прочесывает» поле. Сыплется зерно в бункеры, спешат к комбайнам МАЗы. В этом году хозяйство приобрело три грузовика, что сразу же сняло прошлогоднюю напряженку с машинами. Из-за нехватки транспорта комбайны тогда вынуждены были простаивать по пятнадцать минут. Пару манипуляций на пульте управления – и рукав комбайна зависает над кузовом. Самосвалы у новоселковцев с секретом. На обычный сельхозвариант МАЗа они приспособили более вместительный кузов. А попросту говоря, добавили досок в нем до уровня кабины. Это сейчас в кабину уборочного агрегата начали ставить кондиционеры, заботиться об условиях, в которых работает комбайнер. А раньше… — Самый неудобный комбайн, — считает председатель, — это старый «Дон». В жаркую погоду температура в его кабине доходит до 55 градусов. Тем, кто умеет работать, кто прошел «донское» пекло, доверили более серьезные машины. Многие из них, как говорит Виктор Маевский, «по жизни» комбайнеры. Как, например, мой нынешний гид и начальник Михаил Каптур. На «маленьком «Донике», как полушутя называет он свой комбайн, мы плывем по ниве. Михаил сел на него почти без подготовки. Гомельский комбайн он осваивает второй сезон. В прошлом году даже съездил на нем помочь Брестской области. Вернулся в родное хозяйство и еще успел 638 тонн намолотить. — Слабоват «Доник», — улыбается Михаил. — Захват жатки широкий, а питающая, куда поступает скошенное зерно, маленькая. Словно у иного человека – большой рот, а горло узкое. Надеемся, на КЗС-10 конструкторы исправят подобный недочет. Сам Михаил уборочную технику изучает больше двадцати лет. «Конечно, приятно, что у страны появился собственный комбайн, но пока над ним нужно поработать», — считает он. В кабине у гомельского комбайна есть кондиционер. А вот такое «излишество», как холодильник, уже не предусмотрено. В работающих по соседству «Лиде» или немецком MDV рефрижератор и даже радиоприемник — в порядке вещей. Зато, в утешение что ли, в кабине КЗС-7 значительно просторнее. В отличие от меня, Михаил работает с самой зари. Встал раньше петухов, обслужил машину – и в поле. Домой раньше десяти вечера вряд ли попадешь. Если не будет росы, работать можно и дотемна. Управление вроде нехитрое. Руль да рычаг под левую руку. Чуть вперед его – комбайн идет быстрее. Но превышать скорость умный компьютер не рекомендует. Лампочками и звуком предупреждает комбайнера: не спеши! Около трех километров в час — оптимальная скорость для уборочной машины. Будешь торопиться — потеряешь зерно. Я сразу понял главное: торопятся здесь, не забывая о качестве. — Нельзя превращать уборку в гонку, — справедливо считает Михаил, — иначе зерно останется на земле. А ведь это хлеб, это наши деньги. Бывает, приходится убирать солому на тракторе. Вот едешь по полю и все видишь: кто-то тише ехал, добросовестнее наладил комбайн — после него чистая нива. А там, где работал «горе-торопыга», — сплошное зеленое поле. Когда нива вместо «проталинок» с травой сменяется тугим колосом, рука не поднимается поддать газу. Умная техника моментально устраивает протест: начинает пищать и мигать, сообщая о потерях. — Вот, не поступай, как «зеленая» молодежь, — наставительно говорит мой учитель. – Не торопись. Ее тоже приходится учить самому элементарному. А то ведь вам лишь бы завести технику и погнать. А ведь агрегат еще и обслужить нужно. Обязательно проверить масло, воду в радиаторе, посмотреть гидравлику. Прицеп разъединил – не забудь о гидравлическом шланге. Не подвяжешь его – и такая бесхозяйственность обойдется хозяйству в копеечку… — До четырех часов, может, справимся на этом поле, – говорит Михаил. — Поедем потом в Млехово – дальнюю деревню. На краю поля приземлились два аиста. «Кого еще встречаете в поле?» — интересуюсь у коллеги. — В основном, зайчиков. Иногда лиса молоденькая может показать мордочку – та, что постарше, на поле не сунется. Ну а среди птиц частые гости — куропатки. Вторую неделю работает на уборке СПК «Большие Новоселки», приближаясь к первой тысяче тонн. Надеемся, погода, что называется, одумается. А значит, как всегда, будем с хлебом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter