Не померкнет никогда

Беседа специального корреспондента "СБ" с президентом Академии военных наук России генералом армии М.
Беседа специального корреспондента "СБ" с президентом Академии военных наук России генералом армии М.А.Гареевым

Махмут Ахметович Гареев - типичный представитель поколения Великой Отечественной. В составе Западного и 3-го Белорусского фронтов прошел боевой путь от Москвы до Кенигсберга. О том, как прошел, свидетельствуют боевые награды: два ордена Красного Знамени, три ордена Красной Звезды, орден Александра Невского и орден Отечественной войны, медали "За отвагу" и "За боевые заслуги". Много лет служил в Краснознаменном Белорусском военном округе.

М.А.Гареев - доктор военных наук, доктор исторических наук, профессор. Договариваясь с ним о встрече в Москве, я спросил его, где она произойдет.

- Арбат знаете?

- Конечно.

- Памятник Гоголю?

- Разумеется.

- А чем Гоголь знаменит перед российской армией?

- Понятия не имею.

- Гоголь первым предложил записывать в рекруты "мертвые души".

И мы оба рассмеялись. Не каждый человек, когда ему за восемьдесят, сумеет сохранить чувство юмора.

...Признаюсь, я с волнением открывал массивную дверь первого подъезда генерального штаба. Ту самую, через которую проходил в это здание маршал Г.К.Жуков, другие знаменитые полководцы Великой Отечественной, здесь работавшие. Теперь об этом напоминают мемориальные доски. Академия военных наук России занимает несколько кабинетов на третьем этаже.

М.А.Гареев встретил приветливо: "Проходите. Садитесь..." Седой человек в военной форме смотрел ободряюще. Собеседник он очень внимательный. Слушает, чуть наклонив голову. Голос негромкий, движения экономные. Мысль схватывает на лету. "Понятно, пошли дальше".

Вот как протекал наш разговор.

- Махмут Ахметович, прошло 59 лет со дня окончания войны с фашизмом. Как видится вам сегодня значение той Великой Победы?

- Чтобы понять значение нашей Победы, надо хорошо представить, что нам угрожало. Ведь в этой войне, в отличие, скажем, от Первой мировой, дело не сводилось к решению тех или иных территориальных споров. Речь шла о жизни и смерти народов Советского Союза. В войне против СССР Гитлер не только преследовал откровенно захватнические цели, но и стремился лишить восточные народы "какой бы то ни было формы государственной организации". По его словам, эти народы, в том числе и белорусский, "имеют только одно оправдание для своего существования - быть полезными для нас в экономическом отношении". Постоянно подчеркивалось, что с гражданским населением следует обращаться "беспощадно". По плану "Ост", разработанному Имперским управлением госбезопасности во главе с Гиммлером, предусматривалось уничтожить 120 - 140 миллионов человек.

- А что фашисты намеревались сделать с Белоруссией?

- Согласно плану "Ост" предусматривалось выселение 75 процентов белорусского населения с занимаемой им территории. Остальные 25 процентов подлежали онемечиванию. Куда же намеревались переселить белорусов, непригодных в расовом отношении для онемечивания? В Западную Сибирь. Гитлеровцы исходили из того, что белорусы наиболее безобидный и поэтому самый безопасный для них народ.

- Но ведь в этом отношении они глубоко просчитались.

- Да. С первых дней фашистской оккупации население Белоруссии развернуло партизанскую войну против захватчиков.

Борьба с партизанами часто была предлогом для опустошения целых районов, для массового убийства ни в чем не повинных людей. Власть в захваченных областях, говорил Гитлер в июле 1941 года, "лучше всего удержать, если расстреливать каждого, кто косо посмотрит". Совершенно очевидно, что победа фашизма лишила бы многие народы, в том числе и белорусский, вообще всякого будущего.

Мы вели войну справедливую, боролись за спасение своего Отечества, народ не мог допустить своего порабощения. Мы схватились с нацизмом, когда почти вся Европа была им повержена. Мы оставались для многих людей и наций последней надеждой. Мир затаил дыхание в 1941 году: выстоим мы, или фашисты и тут возьмут верх? Все это придало войне особо ожесточенный характер, предопределило большие потери, особенно среди мирного населения.

- Но ведь наша страна до войны энергично укрепляла свою обороноспособность. Помните песню: "Мы войны не хотим, но себя защитим". Почему же мы оказались беззащитными перед лицом агрессора?

- Работа по укреплению обороноспособности страны в 30-е годы была проделана огромная. Однако по целому ряду причин подготовка страны к войне не была завершена. Вообще-то в полной мере это никогда не удавалось ни одному не планировавшему агрессию государству. Не собирались мы нападать и на Германию, хотя в последнее время вокруг этого вопроса поднята сильная шумиха. Факты - вещь упрямая, я изучал их внимательнейшим образом, однако не нашел доказательств подготовки нападения с нашей стороны. Не нашли их и немцы.

Накануне войны германский посол в Москве фон Шуленбург беседовал с Гитлером и заявил ему: "Я не могу поверить, что Россия когда-либо нападет на Германию". Согласившись с этим, Гитлер, по словам Шуленбурга, выразил недовольство тем, что Советский Союз невозможно даже "спровоцировать на нападение". Как же можно после этого заявлять о какой-то возможности превентивного нападения на Германию со стороны СССР? Изучение дневников начальника немецкого генштаба Ф.Гальдера, Й.Геббельса и других документов показывает, что гитлеровское руководство целеустремленно готовило агрессию против страны, не ожидая какого-либо нападения с нашей стороны.

Я считаю, что определяющее влияние на неудачный для нас ход военных действий в начале войны оказали две главные причины. Первая - это переоценка возможностей политических средств предотвращения войны и попытки их осуществления в отрыве от военно-стратегических соображений. Вторая причина - недооценка противника и несвоевременное приведение войск в боевую готовность. Можно как-то понять стремление Сталина оттянуть начало войны, но и Гитлер понимал, что надо нападать именно в 1941 году, поскольку потом возникнет другая, менее благоприятная для осуществления его захватнических планов, обстановка.

- Махмут Ахметович, а где вы встретили войну?

- Я был тогда курсантом Ташкентского военного училища. Через несколько месяцев нас досрочно выпустили и отправили на фронт. В нашей роте в училище в 1941 году было выпущено 119 офицеров и из них вернулись с войны 26 человек. Остальные сложили головы в 18 - 20 лет. Мне же судьба после войны подарила вон еще сколько лет... Так что грех обижаться. Попал я в 120-ю отдельную стрелковую бригаду, потом она стала 50-й лыжной. Эта бригада воевала под Ржевом и Вязьмой. Бывалым фронтовикам достаточно одного упоминания этих двух городов, чтобы иметь представление о том, в каких переплетах пришлось побывать мне, молодому командиру.

Бои здесь отличались особым упорством. Ведь германское командование стремилось любой ценой удержать ржевско-вяземский выступ для возобновления удара на Москву. Осенью 1942 года нашим войскам удалось сковать здесь основные силы группы армий "Центр". В ходе тяжелых, изнурительных боев под Вязьмой и Ржевом мы не допустили переброски вражеских резервов на Сталинградское направление.

- Мне кажется, что поколение тех, кто прошел Великую Отечественную войну, является уникальным. Ведь тысячи, сотни тысяч людей проявили невиданную стойкость, преодолели неимоверные трудности и лишения для того, чтобы отстоять страну, одержать Победу. Конечно, были и те, кто струсил или даже пошел на услужение к врагу, но абсолютному большинству нельзя отказать в самоотверженности, храбрости, стремлении честно выполнить свой долг.

- На войне для подобной стойкости нужна большая духовная, нравственная сила армии и всего народа. Это, безусловно, стало результатом замечательного патриотического воспитания, которое нам дали советская школа и Красная Армия.

Сейчас у так называемых неолибералов в моде охаивать все советское. Но ведь при любом отношении к социализму невозможно опровергнуть тот факт, что он не провозглашал национальной исключительности, не ставил соседние народы рангом ниже, не взывал к темным инстинктам крови.

Давайте вспомним трагическое начало Великой Отечественной. Почему в самые трудные дни наших людей не оставляла вера в правоту своего дела, вера в победу? Что помогало им выдерживать самые суровые испытания? Они были со школьной скамьи воспитаны патриотами своей Родины. Одним из наиболее ярких примеров героизма в тот период был подвиг защитников Брестской крепости. В крепости остались разрозненные подразделения и семьи военнослужащих. Им никто не ставил задачу оборонять крепость. Эти люди не в силу принуждения, а только благодаря своему высокому сознанию объединились и продолжали сражаться даже тогда, когда наши войска отступили уже до Минска и еще дальше, когда сопротивление казалось бесполезным. В том подвиге, как и в тысячах других подобных, с особой силой проявились моральная стойкость людей, их верность присяге и воинскому долгу. И надо бы нам глубже задуматься, каким путем, при каких обстоятельствах было достигнуто такое воспитание народа и армии.

Как ни горько это признавать, сегодня, к сожалению, у нас в России в какой-то степени подорваны духовные основы смысла воинской службы. Посмотрите, сколько сейчас в России молодых людей стремится под всяческими предлогами избежать призыва в армию. А ведь до войны мы были воспитаны в духе глубокого уважения к воинской службе. Уклониться от нее считалось позором. С таким парнем девушки не стали бы встречаться.

Мне кажется, что в Беларуси вам удалось сохранить моральные устои общества и этим надо дорожить.

- А как вы считаете, может ли быть востребован сегодня опыт Великой Отечественной? Он не устарел?

- Опыт любой войны, а тем более такой громадной, какой была Великая Отечественная, никогда полностью не устаревает и устареть не может, если, конечно, рассматривать его не как объект копирования и слепого подражания, а как сгусток военной мудрости, где концентрируется все поучительное, что было в прошлой военной практике. В таком понимании боевой опыт Великой Отечественной поистине бесценен.

- Вы многое сделали для того, чтобы устранить из истории Великой Отечественной войны "белые пятна". Как в настоящее время в России ведется изучение и освещение военной истории?

- Сегодня здесь наблюдаются две крайности. Одни историки, исходя в основном из добрых патриотических побуждений, совершенно не допускают и не признают какого-либо критического рассмотрения событий, а также действий тех или иных личностей. Но ведь сам Сталин в 1945 году говорил, что у нашего правительства были ошибки, были моменты отчаянного положения. Сейчас некоторые даже этого не хотят слышать. Разве такая позиция способствует установлению истины?

Однако еще хуже другая крайность, ставшая, по сути, господствующей и приносящая огромный вред. Многие ученые, писатели, журналисты, не обременяя себя объективным подходом к делу, всю историю войны изображают как сплошную цепь безобразий, заявляя, что никакой Великой Отечественной войны вообще не было, а была позорная война, в которой мы, оказывается, потерпели поражение.

У всех, кто стоит на здравых позициях, нет другого выхода, как противостоять этой клевете, не допускать поругания и принижения значения Победы, одержанной во Второй мировой войне при решающей роли Советского Союза и его Вооруженных Сил.

Досадно, что фальсификаторы истории войны и научные невежды, к сожалению, имеют возможность проповедовать, насаждать свои далекие от истины взгляды. Огромными тиражами издаются, например, книги небезызвестного перебежчика В.Резуна, присвоившего себе псевдоним полководца Суворова. У вас в Беларуси большую активность проявляет некий Владимир Бешанов. Недавно он выпустил очередную свою книжку "Десять сталинских ударов". Когда-то у нас была в ходу такая терминология, и освобождение Белоруссии по ней считалось пятым сталинским ударом 1944 года. И вот Бешанов воскресил ее, чтобы придать своему сочинительству хлесткость. Никакого вклада, по моему мнению, в военную историю книга его не вносит. Даже будучи вынужденным признать, что "Багратион" - одна из красивейших и эффективных операций Красной Армии, Бешанов пытается и здесь влить ложку дегтя. Оказывается, решающий успех в этой операции был достигнут не благодаря умелым действиям наших войск, а потому лишь, что немцы перекинули всю свою авиацию с Восточного фронта на запад. Это, мол, и стало, как он пишет, решающим фактором катастрофического поражения группы армий "Центр".

Что тут сказать? Да, наша авиация сыграла большую роль в Белорусской операции. Но зачем же понадобилось Бешанову принижать значение наземных сил? А для того, чтобы наскрести хоть какой-то негатив, умолчать о том, что мы к лету 1944 года научились хорошо воевать и бить немцев.

- Недавно вышла в свет новая ваша книга "Полководцы Победы и их великое наследие". Чем она отличается от ранее опубликованных работ на эту тему?

- Мне хотелось выявить характерные особенности полководческого почерка наиболее выдающихся военачальников Великой Отечественной, рассказать о том, какими новыми приемами и способами боевых действий они обогатили военное искусство. Это, на мой взгляд, чрезвычайно важно для обучения и воспитания новых воинских поколений.

- А в Беларуси вам бывать приходится?

- Не так давно читал лекцию в Военной академии. По-моему, порядка у вас больше. И молодежь хорошая, учится военному делу прилежно. Это важно, ведь в любой момент надо быть готовым к суровому часу. В последнее время много говорится о том, что странам СНГ якобы никто не угрожает и все опасности для этих стран таятся только внутри них. Но при этом умалчивают, что эти внутренние конфликты во многом подогреваются извне. И у России, и у Беларуси, мягко говоря, недоброжелателей хватает, и они не сидят без дела.

- Но ведь после теракта в США 11 сентября некоторые политики и политологи полагают, что все мы оказались как бы в одной лодке с американцами.

- Конечно, сегодня есть и общие угрозы для многих стран, в том числе для США и России. Это требует объединения усилий для обеспечения безопасности и стабильности в мире. Но что породило международный терроризм? Определенная политика, когда одни страны осуществляют свое процветание за счет других. Мне кажется, мало что изменится, даже если уничтожить основные группировки и базы террористов в Афганистане и на Ближнем Востоке, потому что международный терроризм стал крупным бизнесом. За его спиной стоят широко разветвленные и глубоко скрытые крупные международные финансовые мафиозные группировки, связанные прежде всего с производством и сбытом наркотиков. На пресечение их деятельности и должны быть направлены основные усилия международной антитеррористической кампании. Но ведь этого пока нет. Наблюдается другое - стремление принимать союзников и партнеров по совместным действиям за временных попутчиков, с интересами которых можно не считаться.

Ведь что показала война в Ираке? Нельзя навязать народу свой образ жизни, даже вроде бы одержав военную победу. Победа-то оказалась призрачной, а коалиция - непрочной. Она нужна была лишь для придания видимости законности оккупации, а теперь, когда растет сопротивление, когда уже год спустя после так называемого окончания войны солдаты коалиции гибнут неизвестно за что, постепенно наступает просветление. Ну скажите, пожалуйста, что делать в Ираке испанцам, итальянцам, а тем более полякам, болгарам и украинцам? Отстаивать чужие интересы?

В годы войны с нацизмом народы всех стран антигитлеровской коалиции хорошо знали, против кого и за что они воюют. Были у нас и разногласия, но цель союза Москвы, Вашингтона и Лондона была ясна - уничтожить человеконенавистнический режим, угрожавший всему миру. Поэтому мы и победили в самой жестокой из войн, во Второй мировой войне. Победили ради всего мира, как часть великой коалиции, но и ради себя, ради своей страны.

- Какую наступательную военную операцию наших войск в период Великой Отечественной вы считаете самой удачной?

- Конечно, Белорусскую. Здесь все было глубоко продумано, все делалось не по стандартным правилам военного искусства, а с учетом особенностей сложившейся обстановки. В результате ее группа самых сильных немецких армий "Центр" потерпела полную катастрофу, была разгромлена.

- Наверное, в отношении этой успешно проведенной операции нет фальсификаций?

- Да, ее признают. Тут, как говорится, никуда не денешься. Но как это делают? В вышедшей в США "Энциклопедии военной истории" вся Белорусская операция уместилась в десяти строках. В описании сражений 1944 года лишь одна пятая текста уделена боям на Восточном фронте. В работе двух американских авторов "Тотальная война" об участии СССР в войне говорится лишь в двух главах из сорока шести.

Другой метод - подтасовка фактов, касающихся главных сражений войны. Сугубо произвольно выбирают их на каждом из театров военных действий, а затем независимо от масштаба ставят в один ряд. Так, английский историк Маул насчитал тринадцать главных сражений, из них только два - на советско-германском фронте. Оказывается, главные бои развертывались не в России, а в Восточной Африке. "Открытие" сделал американский историк вице-адмирал С.Моррисон. Он с серьезным видом утверждает, что "фундамент победы 1945 года заложил... захват американским флотом атолла Тарава в Тихом океане". Здесь 15-тысячный американский десант с большим трудом преодолел сопротивление небольшого японского гарнизона, потеряв при этом 900 человек убитыми и более двух тысяч ранеными. Разве это достаточное основание ставить бои за какой-то островок в один ряд с подлинно историческими сражениями, в том числе на Восточном фронте, где за один день боев гибло больше, чем за все "историческое сражение" на далеком атолле?

- Да, велика цена освобождения Белоруссии...

- Непосредственно при освобождении белорусской земли с 23 июня и до конца июля 1944 года войска четырех фронтов потеряли убитыми 97 тысяч солдат и офицеров. Конечно, наибольшие потери пришлись на первые дни операции, когда осуществлялись прорыв немецкой обороны и форсирование рек Западная Двина, Днепр, Березина.

- А противник?

- Потери немцев в живой силе составляют убитыми более чем 381 тысячу солдат и офицеров. Было взято в плен 158 тысяч немецких солдат и офицеров, в том числе 22 генерала.

Что мне хотелось бы сказать в заключение? Великая Отечественная война навсегда останется одной из самых трагических и ярких страниц в нашей истории. В ту пору нам пришлось испытать много невзгод и лишений. Но четырехлетняя тяжелая, ожесточенная борьба с фашистскими захватчиками увенчалась полной победой. Разные страницы были в истории войны, и их толкование еще долго будет вызывать горячие споры и различные суждения. Но никто не сможет отрицать главного - Советский Союз и его Вооруженные Силы вынесли на своих плечах основную тяжесть войны и внесли решающий вклад в разгром врага.

Хотелось бы пожелать, чтобы ветераны Великой Отечественной до конца своих дней сохранили и передали новым поколениям то особое чувство душевного подъема и окрыленности, которым все мы были переполнены 9 мая 1945 года. Какие качества помогли нам одолеть врага? Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Родине. Пусть эти проверенные огнем войны качества всегда нам сопутствуют!

Наша беседа закончена. М.А.Гареев придвигает к себе какую-то рукопись, лежащую на его большом столе. У него множество дел.

- И когда вы все успеваете? - невольно вырывается у меня.

Махмут Ахметович улыбается.

- Хороший командир одного татарина может в две шеренги построить.

По национальности он татарин. Родился в Челябинске. Воевал в Белоруссии. Вместе с боевыми друзьями всей великой страны разделил в годы войны горечь многих потерь и счастье Победы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter