Не похожий на себя

Как по внешности определить характер человека?

Как по внешности определить характер человека?

В повседневной жизни мы встречаемся с людьми разных характеров. Характер человека находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в мимике, улыбке, которая может быть разной. Один улыбается глазами, другой — всем лицом.

 Великий знаток человеческих характеров Лев Толстой писал о людях, у которых одни глаза смеются, что это люди хитрые и эгоисты, о тех, у которых рот смеется без глаз, — это люди слабые, нерешительные. Первый и второй смех неприятны.

Человека характеризует и то, как он ходит (размашисто или мелкими шажками), как стоит, в каком положении находятся его руки. Характер накладывает свои отпечатки на внешний облик человека. Определение характера по внешности — дело, конечно, нелегкое. Некоторые люди внешней игрой стараются замаскировать внутреннее содержание. К примеру, под подобострастием порой скрываются хитрость и коварство. Однако как бы искусно не играл человек ту или иную роль, он, сняв маску, обнажает истинное лицо. Это проявляется особенно в конфликтных ситуациях. Поэтому для изучения характера нужны длительные наблюдения в различных жизненных ситуациях. Характер человека динамичен. Один и тот же человек к одним может относиться внимательно, вежливо, к другим — безразлично, к третьим — с презрением и пренебрежением. Проявление характера, его цельность и динамичность зависят от совершенства самоуправления личностью.

Можно долго встречаться с человеком и не знать его по-настоящему, не постигнуть его истинную душу, его истинный характер. О первом впечатлении нечего и говорить — оно часто оказывается поверхностным.

Чтобы понять человека, нужно из повседневных его поступков, чувств, мыслей, характера увидеть те моменты, когда он больше всего похож на себя. Поэтому художники ищут такие моменты, когда на лице человека отображается его «главная идея», то лучшее, чем этот человек живет, то высшее, на что он способен.

В древние времена люди придавали большое значение выражению лица. Уже в XI веке в Киевском государстве были широко распространены книги византийных философов и богословов, в которых содержались суждения о значении чела. Так, в одной из них говорилось, что большой лоб означает, что его обладатель имеет мудрый разум. Люди, обладающие малым челом, характеризуются остротой ума и быстротой соображения. Широкое чело есть знамение человека, наводящего страх на других людей, а чело кругловатое — показатель человека беспокойного, малодушного и легко раздражающегося. Значение придавалось глазам и бровям человека. Запавшие глаза будто бы свидетельствуют об остроте зрения, выпуклые — показатель дурных черт характера, «средние» глаза — «знамение добра нрава». Человеку с прямыми бровями приписываются благость, кротость, милосердность. Опущенные к носу изобличают человека крутого нрава. Очи, часто мигающие, выражают непостоянство мнений человека, долго не мигающие — признак людей без стыда. Лучшие качества приписывались среднему положению. Очи, мигающие не слишком часто и не слишком редко, указывают на человека, обладающего добрым нравом. Безусловно, такие сопоставления не были научно обоснованными. Но они в какой-то мере удовлетворяли потребность человека в объяснении явлений психической жизни. Но в некоторых наблюдениях древних людей, надо полагать, какая-то доля истины была.

Художники XIX — начала XX века с особым любованием останавливают свой взор на орудии действования и творчества — на руках. По ним они распознают возраст человека, темперамент. Созданный В.Г. Перовым портрет Ф.М.  Достоевского обращает внимание на руки писателя, охватившего ими колено. Художник указывает на нервно-выразительные руки писателя.

Весьма подлинным живописцем рук был Михаил Васильевич Нестеров. Вот руки художника Васнецова. Нестеров говорит: не зная, чьи это руки, можно сказать, что они знали радость напряженного труда. Чувствуется, что это руки пожилого человека — они усталые и увядшие. Иные руки у И. Павлова — сухие, волевые, энергичные, еще полные силы, но с печатью старости. В кулаках ученого — несгибаемая воля ученого-борца. А вот руки скульптора И. Шадра полные силы. Ими все можно делать: пахать землю, писать научные труды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter