Как акробат из Кении счастье в Беларуси нашел

Не похожий на меня, не похожий на тебя

В нынешнем шоу Белгосцирка много артистов с темным цветом кожи. Но есть там один акробат, который выделяется даже среди похожих друг на друга африканцев. Знакомьтесь, Бенард Рапудо Отиено (на снимке), или просто Бен. Кениец он только по паспорту, по зову сердца — белорус. 


В нашу страну он впервые попал в 2003-м. С друзьями-кенийцами привезли акробатический номер. «Беларусь — центр Европы? Вы шутите? Европа — это Англия!» — говорил он тогда. Сегодня о нашей стране у него только добрые слова.

У Бена была сложная дорога в нашу страну. Из Кении он уехал сразу после окончания школы, поступил в католический университет в Англии. В перерывах между занятиями любил прогуляться по окрестностям. Так однажды и увидел цирковую школу. Зашел, познакомился, стал заниматься акробатикой. Интересно, что до этого был далек от спорта, разве что, как все африканские дети, постоянно бегал по улицам, прыгал, кувыркался. Год, два в Ливерпуле — и он уже точно знал, что философ или падре в католической церкви из него не получится. Только цирк.

Вернувшись на родину, отыскал группу молодых людей, у которых была своя акробатическая программа. Они много ездили по стране, искали пути выхода в Европу. Бен будто был послан им свыше. Он сразу нашел нужных людей в Англии. Кенийцы проработали там два года, потом их стали приглашать в другие страны, на различные фестивали. На одном из таких их и заметила тогдашний руководитель Белгосцирка Татьяна Бондарчук, позвала в свою программу.

— Я помню этот старый минский цирк. Он преображался на моих глазах. Расцветал, как Минск, да и вся Беларусь, — артист то и дело вставляет фразы, наполненные любовью к нашей стране.

Это было первое знакомство со страной. Вскоре компания кенийцев уехала на следующие гастроли, после них вновь возвращалась в Минск — они сделали его своей репетиционной базой, с которой проще добираться в любую точку мира. И  так было несколько лет. Из Новокузнецка африканцы в Беларусь не вернулись. Только Бен. И то не сразу. 

После случайного падения с пятого этажа он провел в коме три месяца. Восемнадцать переломов и мизерные шансы на возвращение к жизни. О цирке речь вообще не шла. Но помощь пришла именно оттуда. Как только он немного восстановился, приехал в Минск. На ноги его ставили всем миром, но особая благодарность от Бена Татьяне Николаевне и Марине. Они открыли ему дверь в новую жизнь.

Кто такая Марина? Жена.

— Я не хотел бы открывать читателям свою личную жизнь. Счастье любит тишину. Любовь — это дело лишь двоих, туда нельзя впускать посторонних. Известные люди часто совершают такую ошибку, когда открываются перед своими поклонниками: их жизнь обсуждают, она на виду, и семьи распадаются, — так рассуждает артист и лишь признается, что с женой они познакомились  в Минске, она была администратором цирка.

На что мог рассчитывать человек с множеством спиц в теле? Говорит, ехал в Беларусь без особых иллюзий. Понимал, что придется начинать с нуля, доказывать, что может быть полезен. Работал, работал и смог-таки снова выйти в манеж. Сперва был помощником иллюзиониста, потом сделал воздушный номер. Казалось, жизнь налаживается. Но одно падение с высоты и снова крест на цирке. К счастью, никаких серьезных повреждений не было, но появился страх высоты. 

— И ты решил заняться  чем-то другим, — предполагаю я.

— Если начал дело, надо идти до конца. Бросать на полпути — неправильно. Так делают только слабые. Вряд ли такой человек может достичь в жизни каких-то высот, — рассуждает Бен.

Его философствования кажутся странными еще и потому, что в то время цирк закрылся на ремонт. Новую жизнь приходилось начинать в вагончике около шапито. Зимой там холодно, летом жарко. Кениец не скрывает, что было сложно, случались и депрессии. Но каждое утро он говорил себе: «Бен, ты должен идти дальше!» Он вспоминал все, чему его учили в цирковой академии в Англии. Оглядывался по сторонам, анализировал, чем может удивить белорусского зрителя, каких номеров у нас нет. Огненные шоу тогда были в диковинку даже в Европе. И Бен взялся за это. Чернокожий парень с факелами и сегодня смотрится оригинально. Но в новой программе нашего цирка он не только зажигает с огнем, он еще поет, танцует, играет на барабанах. Сегодня Отиено на все руки мастер и, кажется, самый незаменимый артист.

А вдруг он уедет в Кению? Признается, туда его не тянет. После того как умерли его родители, твердо решил, что останется здесь. Его братья и сестры давно разъехались по миру: кто в Канаду, кто в Германию, кто в Оман. Он общается с ними по скайпу, скучает. Но говорит, что сейчас его семья — это друзья-белорусы. Правда, Бен не торопится открывать душу каждому. У него свои ценности:

— С друзьями должны быть общие интересы, иначе о чем с ними разговаривать? Мы должны друг друга чему-то учить, подпитывать. А просто ходить в бары и пить — это не мое. Я давно распрощался с теми, кто постоянно под градусом. Я люблю проводить время продуктивно, с пользой.

Поэтому он всегда в работе. В редкие выходные выбирается на каток. Коньки для африканца — новое увлечение, но он уже научился выполнять несложные акробатические трюки. Делает их не только для себя, но и для сына. Говорит, отец всегда должен быть примером для ребенка, восхищать его. Интересно, что человек, выросший под палящим солнцем, любимым временем года называет зиму. Считает, что летом люди более расслабленные, в холода же двигаются быстрее, ведут себя активнее.

Да, он такой, никогда не сидит на месте. Постоянно пробует себя в новых амплуа, несколько раз выступал с известными белорусскими артистами на сцене. Но сам популярным быть не стремится. Замечает, что звезды отрываются от земли, забывают о человеческих ценностях. Он же хочет быть ближе к людям. Еще он любит гастролировать, во время таких поездок всегда знакомится со страной, ее людьми. Но уезжая из Беларуси на несколько дней, он понимает, как любит именно наши края и их жителей:

— Для меня важнее всего люди. С тех пор как я поселился здесь, страна очень изменилась, похорошела, люди же остались прежними — спокойными, добрыми, чистыми. Иногда я растворяюсь в них и забываю, что у меня другой цвет кожи.

Счастлив ли Бен? Вполне. Он опять и опять рассказывает про чистую и красивую Беларусь, отличную семью и хорошую работу. Получить гражданство? Этого как раз для полного счастья ему и не хватает.

stepuro@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter