Не подливайте масла в огонь

Почему горят автобусы?
Почему горят автобусы?

В минувшую пятницу пассажиры минского автобуса, двигавшегося по 23–му маршруту, переполошились не на шутку. На перекрестке улицы Клары Цеткин и проспекта Дзержинского из моторного отсека МАЗа вдруг повалил пар. Был и дым: из–за короткого замыкания оплавилась изоляция электропроводки. К счастью, обошлось без огня. Паника оказалась напрасной, помощь спасателей не понадобилась.

Тем не менее у горожан появился повод для беспокойства. Двумя неделями раньше капля масла, попавшая на разгоряченный мотор автобуса той же марки, стала причиной пожара. Ущерб, причиненный пламенем, составил более 6 миллионов рублей. Подробные обстоятельства ЧП устанавливаются. В частности, проводится пожарно–техническая экспертиза, результаты которой могут стать основанием для возбуждения уголовного дела.

Сами по себе эти факты, казалось бы, достойны небольшой заметки в рубрике «Происшествия». Однако регулярность подобных ЧП настораживает. Огненные инциденты с МАЗами, о чем читателям известно со страниц «СБ», происходят ежегодно. Самое время поискать ответ, почему горят автобусы.

Начнем с производителя.

— Проблема нами изучена, — прокомментировал ситуацию руководитель центра общественных связей РУП «МАЗ» Валентин Лопан. — Более того, предприняты все необходимые меры к ее устранению.

В частности, по словам Валентина Лопана, найдено слабое звено, которое чаще других давало сбой при эксплуатации. В ранних моделях автобусов (90–е годы выпуска) на радиатор устанавливался вентилятор с не совсем совершенным гидроприводом. В случае вовремя не устраненной неисправности (и во многом тут вина автохозяйств) может происходить утечка масла, что и становится причиной чрезвычайных ситуаций.

Сегодня конструкция гидромотора доработана и возможность утечки минимизирована. Кроме того, с 2000 года в моторных отсеках размещаются автоматические системы пожаротушения, которые не позволят искре разгореться в пламя.

Сейчас с конвейера действительно выходят усовершенствованные образцы. А как быть со «стариками», которые еще колесят по городским улицам? Рентабелен ли их ремонт?

— Ремонт гидромотора — очень дорогое удовольствие, — высказал свое мнение Сергей Гринцевич — начальник технического отдела филиала «Автобусный парк № 5» КУП «Минсктранс» (автопарк — владелец того самого автобуса, который сгорел 17 мая). — Разумеется, самый оптимальный вариант — получить новые машины, собранные из надежных агрегатов. Со следующего года в нашем парке ожидается списание МАЗов–десятилеток. Произведем замену — повысится уровень безопасности.

Вопрос обновления автобусного парка актуален и для остальных транспортных предприятий Минска. Перспективы, сказал главный инженер КУП «Минсктранс» Владимир Романов, довольно масштабные. В прошлом году Минск получил 340 новых автобусов. В нынешнем — 168. И до конца года «Минсктранс» планирует приобрести еще 22 машины. Параллельно руководство города работает над новой программой технического переоснащения парка общественного транспорта. В результате ее реализации все автобусы–«пенсионеры» уйдут на заслуженный отдых. А пока в качестве выхода из положения «пожилые» автобусы отдельно оборудуются автоматическими системами пожаротушения.

...География экспорта наших автобусов постоянно расширяется. Поэтому искренне пожелаем минским конструкторам успеха в дальнейшем совершенствовании машин.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter