Все больше стран согласны заморозить добычу нефти

Не подкачают

С начала года нефтяные котировки держатся на уровне 30—35 долларов за баррель, в то время как в позапрошлом году за баррель давали свыше 100 долларов. Одна из причин такого спада — ценного ресурса на рынке в избытке. Но стремительное падение цен на нефть не заставило снизить добычу: как раз наоборот, долгое время объемы шли вверх. Ведь производить меньше означает потерять часть доли на рынке.

На этой неделе состоялась встреча в Дохе, на которой присутствовали представители России, Саудовской Аравии, Венесуэлы и Катара. Они договорились, что заморозят добычу на уровне января. С оговоркой: при условии, что другие участники Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) согласятся последовать примеру четверки.

Кстати, Иран, который только избавился от санкций и намеревался вернуть потерянную долю рынка, заявил о готовности поддержать решение, принятое в Дохе. Рынок отреагировал незамедлительно: нефть подорожала примерно на 2 доллара.

Впрочем, говорить о том, что теперь котировки пойдут в гору, пока рано. Январские объемы у севших за стол переговоров стран близки к максимальным. Россия, например, добывала 10,9 млн баррелей в день — рекорд с постсоветских времен, саудиты тоже недалеко ушли от своих лучших результатов — 10,2 млн баррелей при пиковых 10,5 млн. То есть сокращать добычу по-прежнему никто не собирается. Оно и неудивительно: нынешние цены для углеводородных стран не катастрофичные (Иран и вовсе был намерен продавать черное золото по 17 долларов за баррель). На днях президент “Роснефти” Игорь Сечин озвучил себестоимость добычи барреля нефти из скважины — 2,7 доллара.

Кроме того, чтобы соглашение заработало, нужно согласие всех членов ОПЕК — а их, помимо Ирана и трио, присутствовавшего на встрече, еще девять. Склонить действовать согласно договоренности всех будет сложно, рассказал в интервью RFI эксперт Михаил Крутихин:

— Сейчас на рынке сложилась ситуация, когда все нефтеэкспортирующие государства играют каждый за себя. Как только какая-нибудь страна будет понижать уровень своего экспорта на рынке, ее место немедленно займут другие игроки, в том числе из той же самой организации ОПЕК, которые будут предлагать скидки, лишь бы завоевать новые рыночные ниши.

Тем не менее стоит признать: страны сели за стол переговоров и даже пришли к определенному решению. Это может стать первым сигналом к тому, что нефтяной рынок ждут перемены.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter