Не плачь, сирота...

Сегодня православные верующие отмечают один из основных дней, установленных церковным календарем для совершения поминовения в течение года, - Дмитриевскую субботу.
Сегодня православные верующие отмечают один из основных дней, установленных церковным календарем для совершения поминовения в течение года, - Дмитриевскую субботу.

Дмитриевская суббота - для тех, кто помнит

Дмитриевскую субботу православная церковь стала отмечать более 600 лет назад как дань памяти воинов, погибших в знаменитой Куликовской битве в 1380 году. Еще она приурочена ко дню святого великомученика Дмитрия Солунского, в честь которого, собственно, и получила название. В эту субботу в храмах проходят поминальные литургии по "на брани убиенным", да и по всем усопшим, близким и дорогим человеку, "который помнит". Поэтому Дмитриевскую субботу иногда еще называют Родительской или Дедовой субботой. Она предваряет целую Дмитриевскую неделю, главным событием которой и является.

Христианская Дмитриевская суббота, как и всякий ритуал поминовения у славянских народов, по сей день сохраняет некоторый языческий налет. Люди идут на могилы близких - помолятся, попричитают. Затем готовится угощение. Церковные каноны постоянно выступают против связанных с поминовением "водочно-закусочных программ", которые, чего греха таить, случается, заканчиваются чуть ли не разгулом. Но уже на протяжении столетий церковь никак не переубедит своих грешных прихожан. Кстати, когда-то, как свидетельствуют исторические источники, "...царевы кабаки дозволялось посещать лишь на Святой неделе, в Рождество Христово и на Дмитриевскую субботу". То же самое и с пивом, которое разрешалось варить крестьянам для домашнего пития несколько раз в год: в Великий день (Пасха), Дмитриевскую субботу, на Рождество и на Масленицу.

Да и то - какие поминки без стола...

И все же Дмитриевская суббота ждет от людей большего, чем традиционный "Плач сироты" в кладбищенской ограде, - подтверждения духовного и душевного единения с теми, кто ушел раньше. Поэтому сегодняшний день, наверное, самый подходящий для публикации письма, пришедшего в редакцию "СБ" из Украины.

В списках значатся

Автор послания - харьковчанка Алла Николаевна Булгакова. Как она сама определяет, главным делом ее жизни стала работа по увековечению памяти погибших воинов Великой Отечественной. Алла Николаевна выслала нам список воинов-белорусов, погибших в гитлеровском концлагере-шталаге

N 363, который находился в Харькове на Холодной Горе, и считавшихся пропавшими без вести все послевоенные годы. "Эти шестеро - из числа 162 узников, чьи имена и адреса (место рождения) чудом сохранились и недавно обнаружены в областном Харьковском архиве, - сообщает А.Булгакова. - Все сведения о них включены в заключительный, 20-й том нашего областного историко-мемориального издания "Книга Памяти Украины".

Во время войны потери на Харьковщине были огромные. По последним официальным данным - около 600 тысяч человек. Лишь на 86.531 погибшего есть данные в областном и районных военкоматах, остальные - безымянные.

В самом Харькове известно 11 (и 66 в области) мест расположения концлагерей разных сроков действия. На карте Украины периода фашистской оккупации, где отмечена дислокация лагерей, Харьков обозначен как населенный пункт, в котором уничтожено от 100 до 200 тысяч военнопленных.

Предлагаемый мною скорбный список - запоздавшая на шесть десятилетий весточка родным и близким воинов. Возможно, она еще успеет кому-то сообщить: не сгинули безвестно дорогие им люди, а приняли мученическую смерть в фашистских застенках за свободу Родины, за сегодняшнюю мирную жизнь. Вот эти имена:

Демко Михаил Иванович, 1923 г., д. Поташня Городокского р-на Витебской обл. Погиб 24.11.1942 г. в плену, шталаг N 363, г. Харьков, Холодная Гора;

Деревьяго Яков Иванович, 1905 г., Беларусь. Погиб 3.08.1942 г. в плену, шталаг N 363, г. Харьков, Холодная Гора;

Каленик Петр Алексеевич, 1901 г., д. Новоселки Петриковского р-на Гомельской обл. Погиб 4.11.1942 г. в плену, шталаг N 363, г. Харьков, Холодная Гора;

Кравченко Василий Трофимович, 1923 г., д. Красноселье Хойникского р-на Гомельской обл. Рядовой. Во время пребывания в госпитале в Харькове расстрелян гитлеровцами 15.03.1943 г.;

Насевич Василий Георгиевич, 1919 г., д. Великориевское Минской обл. Погиб 14.12.1942 г. в плену, шталаг N 363, г. Харьков, Холодная Гора;

Нестерович Степан Якович,

1903 г., Гомельская обл. Погиб 22.12.1942 г. в плену, шталаг N 363, г. Харьков, Холодная Гора.

У Аллы Николаевны есть предложение: "На Харьковщине сложило головы немало белорусов. Возможно, данные о многих из них есть на родине, но отсутствуют в военкоматах нашей области, а значит, эти воины у нас попали в число безымянных. Если бы нашлись в Беларуси энтузиасты, которые поработали бы над белорусскими "Книгами Памяти" и составили списки уроженцев Беларуси, погибших на территории нашей области, мы бы сверили полученные данные с харьковскими томами. Уверена, что количество неизвестных героев хоть немного сократилось бы".

Не может быть, чтобы в Беларуси не нашлось таких же энтузиастов, как Алла Николаевна Булгакова. Нельзя же позволить умереть памяти.

Ноябрь - листогон...

Ноябрь - листогон, полузимник, грудень, ледовый кузнец... Кроме того, сентябрев внук, октябрев сын, зиме - родной батюшка. Сколько еще у него ипостасей? Может, в этом ряду стоит вспомнить и завтрашний "красный день календаря" - 7 ноября, годовщину Октябрьской революции? При чем тут атеистический праздник к поминальной христианской субботе? Да ведь это тоже день памяти. В такой деликатной сфере, как человеческие взаимосвязи, мы уже понемногу отходим от категоричного деления на черное и белое, людей правильных и неправильных. Революции, нравятся они кому-то или нет, часть нашей прошлой жизни. Делались они руками не кого-то, а наших предков, которые в этих революциях и жили, и побеждали, и умирали, на чьи могилы идут сегодня потомки, нередко суетные и не всегда справедливые. Но даже в круговороте борьбы и страстей должны существовать категории вечные, незыблемые. Дмитриевская суббота напоминает нам о них.



Пост подвешен между небом и землей

У белорусских мусульман завершается священный месяц Рамадан, месяц строгого поста - Ураза. Рамадан, считают верующие, - это возвращение к чистоте, еще одна возможность совершать добрые дела, помогая нуждающимся. Особо предписаны благотворительность, осторожность в поведении и речах.

С 9 на 10 ноября верующие празднуют Кадыр-ночь - ночь Могущества, в которую через архангела Джибраила пророку Мухаммаду сошло первое откровение Корана. А еще в это время Всевышний решает судьбу каждого верующего мусульманина, учитывает его просьбы, вознесенные в молитвах. Рамадан закончится в середине ноября большим праздником Ураза-Байрамом, предваряемым обязательным внесением идущего с древности "налога" в пользу общины: "Пост в месяц Рамадан подвешен между небом и землей и возвышается только выплатой закят аль-фитра". В общем, надо быть щедрым, терпимым, последовательным, и все сложится хорошо.



Сделать мир цветущим садом...

На протяжении всего своего понтификата папа Римский уделяет особое внимание вопросам, связанным с укреплением института семьи и усилением его влияния на все общественные процессы. Уже десять лет как существует папское "Письмо к семье", а так называемые семейные движения в католической среде являются наиболее развитыми. В Беларуси побывал глава Папского совета по вопросам семьи кардинал Альфонсо Лопес Трухильо. Его Высокопреосвященство выступил с докладом, посвященным проблемам семьи и жизни, перед прихожанами и католическим клиром. Как считает кардинал Трухильо, сомнения в необходимости семьи появились не так давно. Однако уже приобрели достаточно острый характер. По мнению кардинала, существуют силы, желающие уничтожить семью. К сожалению, считает глава совета, подобные настроения можно наблюдать и среди некоторых европейских парламентариев и государственных деятелей.

ООН назвала мифом все беспокойства по поводу перенаселения нашей планеты. Большая угроза семье - демографический кризис.

Кардинал процитировал высказывание Папы о том, что в наших руках есть возможность сделать мир прекрасным садом, в котором семья займет свое достойное место, садом, где его чудесные ветви - наши дети станут настоящей надеждой человечества. И эта задача должна решаться на высоком экуменическом уровне. Кардинал Трухильо высказал уверенность, что белорусы смогут сделать из своей прекрасной страны настоящий цветущий сад.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter